Психологическая готовность к школе

Людмила Поцепун   13.08.2017

Вот уж школа не за горами, и многие родители обеспокоены судьбой вчерашних дошколят... А готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли усвоить насыщенную школьную программу? Что нужно знать? Что усвоить? Как подготовить?..

Ранее мы уже говорили о физиологической готовности к школе, сегодня поговорим о психологической составляющей этого аспекта. В разных городах и странах, тестирование в школу проводится в разное время: где-то весной, где-то летом, отличаются и некоторые требования и условия... Поднимем общие вопросы и рекомендации.

Психологическая готовность к школе

Скоро 1 сентября – начало нового учебного года. Многие родители торопятся отдать своего малыша в школу. Однако прежде, чем ребенок вступит в ряды первоклассников, мамам и папам необходимо выяснить, готов ли он к этому психологически. На самом деле, ситуация такова, что дошкольник может быть прекрасно развит интеллектуально: замечательно владеть нужными навыками (счет, письмо, чтение), но его эмоционально-волевая сфера может оставаться несформированной. Малыш может не уметь отвечать требованиям учителя, иметь проблемы с адаптацией к коллективу.

apprentice-1694970_1920_500x378

Что такое готовность к школе

На самом деле, школьная готовность — это объемный комплекс умений и навыков (личностных, социальных и интеллектуальных), который включает:

  • умения действовать по образцу;
  • фонематический слух достаточной степени развития (способность различать звуки родного языка);
  • умение слушать и слышать преподавателя (внимание);
  • выполнение инструкции преподавателя (восприятие);
  • оценивание выполненные задания;
  • достаточную мотивацию;
  • обладание развитой мелкой моторикой;
  • правильную речь, развитое воображение;
  • способность прикладывать волевые усилия в процессе своей учебной деятельности;
  • стремление к познанию всего нового и интересного;
  • управление собственным поведением;
  • внутренние усилия для выполнения учебной деятельности (воля). Для тренировки волевых усилий очень хорошо практиковать графические диктанты – это когда ребенок рисует под диктовку графические фигуры. Если малыш отвлекается и делает ошибки, то его волевая сфера еще недостаточно сформирована. Чем меньше неточностей в такой работе, тем больше волевых усилий ребенок способен прилагать в процессе своей деятельности;
  • высокий уровень концентрации на каком-то деле;
  • способность длительное время выполнять учебные действия;
  • умение доводить дело до конца;
  • уравновешенность;
  • коммуникабельность (умение находить общий язык с учителем и одноклассниками);
  • уверенность в себе;
  • сообразительность;
  • самостоятельное мышление;
  • аккуратность;
  • самостоятельность и способность к самоорганизации;
  • обладание прекрасной памятью (для запоминания школьного материала);
  • умение ориентироваться на социальные нормы;
  • умение подчиняться;
  • готовность стать школьником и посещать школу.

Малышу следует обладать следующими сформированными знаниями:

  • различать математические понятия;
  • знать слова, которые выражают местоположение предметов;
  • понимать значение всех слов, которые произносит учитель;
  • уметь считать и видеть количество предметов на плоскости;
  • уметь отличить фигуру от фона;
  • уметь систематизировать информацию;
  • уметь делать выводы из услышанного или прочитанного;
  • обладать высоким уровнем чтения и письма.

girl-1345800_1920_500x333

Отправляя своего малыша в школу, необходимо понимать, что с этого момента вся его жизнь будет наполнена исключительно (почти) школьными интересами. Программа современной школы настолько насыщенна, что не всем деткам достаточно нескольких часов в день для приготовления уроков. Реальность такова, что, зачастую, вместе с ребенком учится вся семья, практикуя совместное выполнение уроков до поздней ночи. Если вчерашний детсадовец  не полностью сформирован психологически и интеллектуально, чтобы принять такую нагрузку, то происходят нервные срывы и дезадаптация (обучение становится невозможным, адекватное взаимодействие с окружением не происходит) в школе.

Отсюда появляется стойкое нежелание ее посещать и даже ненависть к обучению вообще. Отношения между членами семьи накаляются до предела. И разочарованные родители, в лучшем случае, в шоке от того, что у их чада не получается учиться в школе. В худшем случае, происходит полное психологическое уничтожение ребенка, унижение его человеческого достоинства и принуждение заниматься чуть ли не сутками, чтобы, наконец-то, начать соответствовать школьной программе. Поверьте, это происходит сейчас практически повсеместно! Я лично знакома с несколькими очень приличными семьями, где родителям стыдно, что их ребенок не «тянет» школьную программу, и где мамы бьются каждый день в истериках, обрушивая на свое чадо град невероятных оскорблений. Хотя всем очевидно, что, как ни крути, а у девочек до 8 лет, а у мальчиков, даже до 9, в поведении преобладает игровая деятельность. И заставлять их заниматься до умопомрачения не только не принесет какой-то ощутимой пользы, но и резко ухудшит психологическое и физическое состояние ребенка.

Важные условия успеха в школе

Чтобы  малыш мог  хорошо  чувствовать  себя  в  школьном коллективе, необходимо наличие следующих условий:

  • получение поощрений за достижения от учителя;
  • получение положительных эмоций от школы;
  • ощущение своей нужности и ответственности;
  • ощущение интереса к своим успехам от учителя и родителей;
  • обладание красивым портфелем, пеналом и прочими школьными принадлежностями. Школьная атрибутика должна очень нравиться вашему ребенку, чтобы он пользовался ею с удовольствием и мог с гордостью показать одноклассникам.

Статья о том, что нужно купить для школьника в магазине канцтоваров «Канцелярия для школьников»

Дополнительные приготовления к школе «Идем в школу. Готовность №1»

Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:

  • Кто такой школьник;
  • каковы школьные обязанности;
  • как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
  • почему интересны занятия в школе;
  • зачем нужны новые знания;
  • обучение– это труд;
  • какое поведение нужно иметь в школе и почему.

Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:

  • наконец-то уйдут из детсада;
  • в школе будут вкусно кормить;
  • наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
  • не будут больше спать днем;
  • появится много новых друзей.

kindergarten-2456159_1920_500x334

Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.

Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Не рекомендуется также ругать школу и учителей в присутствии ребенка, иначе вам  никогда не добиться энтузиазма своего чада в учебе. А школьные правила и вся обстановка в учебном заведении станут ему в тягость. Вот, что случается с некоторыми детьми:

  • уход в свои мечты на уроке;
  • невнимание к словам учителя;
  • желание поскорее выйти на переменку или уйти домой;
  • нежелание отвечать урок;
  • нарушение дисциплины;
  • обида, когда учитель делает замечания;
  • нежелание посещать занятия;
  • нежелание делать уроки;
  • истерики после школы;
  • частые болезни;
  • неприязнь к одноклассникам и учителю.

Те же самые симптомы может вызвать и чрезмерная подготовленность ребенка к школе. При условии, что вы усиленно готовили малыша к учебе и вызубрили всю программу для первоклашек назубок, то вашему чаду, скорее всего, станет в классе очень скучно, он начнет неправильно себя вести, что приведет к конфликту с учителями и взаимной неприязни. А это, неминуемо, повлечет за собой неблагоприятные последствия.

learn-2387228_1920_500x333

Каковы же характеристики отстающих детей? Это те дети, которые:

  • имеют слабое здоровье и отстают в развитии;
  • никогда не выполняли задания по образцу (конструкторы, не срисовывали и пр.);
  • не играли со сверстниками в игры по правилам;
  • не понимают, как анализировать и обобщать (то, чему учит лото, например);
  • не обучались общей программе подготовки к школьному обучению.

Если все это было в жизни вашего малыша, и он здоров, то вам беспокоиться не о чем.


Как проверить готовность ребенка к школе

Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:

№1. Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.

№ 2. Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.

№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них  правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.

kartinki_skazka_500x253

№ 4. Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.

Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик  риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.

Вообще, Закон разрешает принимать в школу детей по достижении ими возраста 6 лет с половиной. Если вы хотите попасть в учебное заведение с углубленным изучением предметов, то малышу должно быть при этом не менее 7-8 лет. Если вашему малышу меньше 6,6 лет, то для него может подойти специфическое учебное учреждение с послеобеденным сном и активной переменой после 2 урока.

the-day-of-knowledge-1636816_1920_500x354

Предварительное собеседование в школе с психологом

Как происходит предварительное собеседование с психологом перед школой? Максимально комфортно для малыша. Ребенок отправляется туда с мамой (для большей уверенности, и как требует Закон) и проводит в кабинете специалиста около 20 — 40 минут. Перед собеседованием не стоит пугать малыша тем, что если он плохо ответит, то его не возьмут учиться. Наоборот, будьте спокойны сами и успокойте ребенка. Скажите ему, что все будет хорошо. С собой в школу, обычно, просят взять листы бумаги формата А4 в количестве 10 штук и папку (скоросшиватель) с файлами в количестве 5 штук. Родителям предоставляется для заполнения анкета, где просят указать следующие сведения:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • место работы;
  • должность;
  • образование;
  • состав семьи;
  • наличие жилья;
  • наличие собственной комнаты;
  • наличие отдельного спального места;
  • наличие рабочего места;
  • хобби ребенка;
  • состояние здоровья.

Наш большой разговор с психологом по подготовке к началу учебному году можно почитать и послушать здесь и здесь.

На собеседовании, помимо психолога, присутствует логопед, а также заведующий учебной частью и учитель начальных классов. Малышу задают вопросы и предоставляют задания для выполнения (здесь приведены традиционные вопросы,  обычно, задаваемые при собеседовании):

  1. Давай познакомимся. Меня зовут... А как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  3. В какой стране ты живешь? Назови свой адрес.
  4. Расскажи про маму и папу: как их зовут, сколько им лет, где работают... Ты знаешь их номер телефона?
  5. Кто живет вместе с тобой? У тебя есть братья-сестры?
  6. Чем ты любишь заниматься?
  7. Занимался ли в каких-нибудь кружках?
  8. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
  9. Какое сейчас время года?
  10. Умеешь считать? Посчитай, пожалуйста, от 0 до 20... А наоборот можешь?
  11. Что меньше 10 или 8?
  12. Каких домашних животных/птиц ты знаешь?
  13. Какие дикие животные/птицы тебе известны?
  14. Сколько дней в неделе? Назови их?
  15. Сколько месяцев в году? Какие?
  16. Который сейчас час?
  17. Что остается на земле после дождя?
  18. У собаки ребенок щенок, а у коровы? У лошади? и т.д.
  19. Какие профессии ты знаешь? Кем хочешь стать сам?
  20. Какие овощи/фрукты ты знаешь?
  21. Как назвать одним словом вот эти предметы: платье, шорты, шляпа, носки?
  22. ...

Далее даются, примерно, следующие задания:

  • Нарисовать человека. Психолог сделает акцент на местоположении рисунка, на толщину линий, насколько прорисованы детали: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, уши, губы, глаза, брови на лице.
  • Продолжить предложение: «Утром мы завтракаем, а вечером...», «На улице темно, значит сейчас...», «Вечером мы ложимся спать, а утром...»
  • Сыграть в игру «Да, нет — не говорить». Когда психолог задает вопросы, а ребенок должен на них ответить не употребляя слов «да» и «нет». Мы уже говорили об этой игре и ее примерах в статье с играми на внимание вот здесь.
  • На знание геометрических фигур. Здесь фигурируют такие вопросы, как: «Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь?», «Чем отличается треугольник от квадрата?». Или просят нарисовать геометрический фигуры, продолжить логический ряд с ними, или нарисовать нужную фигуру внутри рисунка.
  • Предлагают набор карточка и ребенка просят сложить их в определенной последовательности, чтобы получился рассказ. Обязательно рассказать его.
  • Психолог называет ряд слов, примерное количество — 10. Ребенок должен проговорить их в том же порядке. На выполнение данного задания дается три попытки.
  • Та же игра на внимание и память, только с картинками. По типу мемори. Педагог раскладывает перед ребенком 10 картинок, просит их запомнить, затем убирает картинки. А ребенок должен назвать все картинки, которые запомнил.
  • Любимое психологами логическое задание — убери лишнюю картинку. Когда предлагается ряд из 4 картинок и нужно найти «лишний» предмет и обосновать свой выбор. Например, в логической цепочке: самолет, вертолет, поезд, дельтаплан, лишнее слово «поезд», так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
  • Решить простые математические задачи и примеры на сложение и вычитание.
  • Просят вырезать картинку по контуру.
  • Выполнить графический диктант.

Вы видите, что все вопросы и задания совсем не представляют сложности для достаточно уверенного в себе и подготовленного ребенка. Поэтому школьные собеседования проходят, обычно, довольно успешно.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни»

В завершении разговора предлагаю посмотреть советы и рекомендации психолога о том, как подготовить ребенка к школе, как помочь ему адаптироваться в ней, и как сделать так, чтобы интерес к школе не угас.


Успехов и мудрости вам, родители!

С теплом,

Людмила Поцепун.

action_app_1505919312_2446

Загрузка...


Просмотров: 91

Комментарии 5 комментариев

  • детям очень мешает их стеснительность(. мы и сами дома стараемся избавляться от этого качества насколько получится перед школой — на будущий год поступаем).

    ребенок может быть умным и сообразительным, но, постеснявшись, замкнувшись — никто об этом не узнает...

    • Не поспоришь здесь, Надежда. Чрезмерная стеснительность может стать большой помехой... Главное, чтобы дома помогали, поддерживала и подсказывали.

  • Психологическая готовность и правда важнее накопленных до школы знаний. От этого зависит огромная доля будущей успеваемости ребенка. Вот только проверяют ее перед первым классом не всегда...

  • Психологическая готовность к школе действительно очень важна для успешного обучения, и уделять этому внимания нужно не меньше, чем подготовке руки к письму, развитию мышления и т.д.

  • Много пунктов и все очень важные. Я вот тоже пока в раздумьях: во сколько дочку отдавать в школу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *