Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Как приятно слышать, что ребенок с радостью идет в школу, самостоятельно делает домашние задания, получает отличные оценки и все успевает. Однако, увы, чаще встречается картина того, что родители хватаются за голову и ищут ответы: почему ребенок НЕ хочет учиться. Давайте, обсудим сегодня эту проблему и подберем варианты ее решения.

Почему ребенок не хочет учиться?

1. Очень часто причина нежелания учиться кроется в... родителях. Дети адаптируются к школе с разной степенью, кто-то быстрее, кто-то дольше. И по этой причине начинают не успевать. В этом случае родители могут занять две стороны: либо всячески закрыть и защищать своего ребенка, либо, наоборот, применить к нему жесткие меры наказания и повысить требования. И тот и другой вариант в корне являются неверными.

2. Другая самая распространенная причина банальна — отсутствие мотивации, или незаинтересованность ребенка в получении образовании. В этом вопросе также основным виновником и помощником являются взрослые. Ведь ребенок рождается с острым желанием познания всего вокруг. Мы сами своими запретами и ограничениями, убиваем в нем стремление учиться.

3. Еще одна частая причина — разногласия и недопонимания с одноклассниками или учителем. Обязательно разговаривайте с ребенком и спрашивайте все ли у него в порядке в школе, нет ли с кем конфликтов.

4. Также причинами нежелания учиться может быть изначальная нехватка знаний, или, наоборот, одаренность ребенка, которому становится скучно и неинтересно на уроках.

Увы, перечисленными причинами дело не ограничивается. Но, это не снимает ответственности с заботливого родителя помочь своему чаду. Вот несколько решений, которые предлагают родителям психологи.

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

1. Первое — разговаривайте с ребенком. Будьте в курсе всех его переживаний и открытий. Еще в садике присматривайтесь к тому, как легко он идет на контакт, что у него получается, а в чем нужно ему помочь. Внимательный родитель всегда заметит такие изменения.

2. Каждый день интересуйтесь, как прошел день в школе. Что нового он узнал, что понял или, наоборот, не понял. Чем занимались на уроках, кого рисовали, что читали, о чем был диктант, чем занимались на перемене и вкусный ли был компот в столовой. Тактичным и внимательным разговором можно мотивировать любого ребенка.

3. Пожалуй самый главный совет, если вы хотите повысить успеваемость ребенка в школе — хвалите его, за все самые маленькие успехи! Искренне радуйтесь хорошим отметкам и достижениям. Это станет лучшей мотивацией для ребенка стать еще лучше!

4. Составьте для ребенка режим дня и внимательно соблюдайте его. Ежедневно повторяющие ритуалы важны не только грудничкам, но и школьникам. Когда ребенок четко знает, что и когда он будет делать, он становится более собранным и ему легче концентрироваться на задачах.

5. Давайте ребенку знания из разных источников. Школа — это школа, но мама с папой могут познакомить его с чем-то новым, посетив выставку, музей, совершив увлекательное путешествие, рассказав что-нибудь интересное.

6. Ставьте перед ребенком выполнимые задачи. Не стоит перегружать школьника чрезмерным количеством задач и чистописанием. Давайте ему отдыхать и хвалите за старания.

Самое главное в любом деле — любовь и принятие своего ребенка. Если мы, взрослые, будем внимательны к детям, в меру требовательными, и открытыми для общения и искреннего участия — они будут способны горы свернуть! Крылья за спиной у ребенка вырастают, если мама и папа понимают его, слышат и принимают всегда!

Дорогие читатели, поделитесь пожалуйста, сталкивались ли вы с проблемой нежелания учиться, что предпринимали и как преодолели. Ведь качественный обмен опытом надежнее мудрых, но сухих советов психологов. Давайте поможем друг другу.

С уважением,

Людмила Поцепун.

Комментарии 33 комментария

  • Да, действительно, родители чаще всего ругают ребенка вместо того что бы поддерживать

    • А ведь поддержка близких — это то, что нужно каждому человеку — большому или маленькому.

  • Я — счастливчик: сама всегда любила учиться, старшая дочка любит учиться и младшая очень ждет школу :) =)

    • О, да, Людмилочка, стремления твоих красавиц — мечта многих родителей *IN LOVE*

  • Я в школу ходить боялась с 5 по 6 класс, соответственно и успехи были средние в этот период. Потом конечно поняла, что это были преувеличенные страхи и просто родители не доглядели или не обратили внимание на проблему, а педагогам было все равно. Но до сих пор помню, как дала себе слово, что когда выросту обязательно сделаю все возможное, чтобы мои дети не испытывали то самое свербящее чувство тревоги идя в школу и находясь в ней. Дочка только собирается идти в 1й класс, а сын заканчивает 3й и учиться обожает, в школу летит, хотя есть предметы, которые он не очень любит.

    Еще, как мне кажется, очень важно проявлять искреннюю заинтересованность к делам школьника, а не спрашивать «как дела?» для галочки :)

    • Аня, как интересно... А вы потом выяснили причину своей тревоги? С чем или с кем она была связана?

      А деткам, конечно, нужно помогать. Тогда и им легче и нам больше поводов для радости =)

      Согласна с вами полностью: сухое «как дела» вовсе не означает искренней заинтересованности.

  • В этом году сынок пойдёт в первый класс. Прочитала для себя, что делать если он не захочет учиться. Спасибо.

    • 1 класс — очень ответственная ступень в успехах или неуспехах в школе. Желаю вам приятного и успешного старта!

  • Мне кажется, что к перечисленным причинам можно добавить отсутствие интереса. В этом случае все зависит от преподавателя. Кто-то может заинтересовать ребенка в своем предмете, а кто-то нет. :(

    • Елена, согласна с вами полностью! От учителя зависит очень много! Мы со старшим сыном обожглись именно на этом вопросе. Я считаю, что учителя надо выбирать даже не столько по его квалификации, сколько по «совместимости» с ребенком. К сожалению, именно это на начальной стадии предусмотреть практически невозможно...

  • Милочка, отличные советы, и совершенно согласна, что основа всего — любовь и принятие!

  • Иногда учиться не хочет, а в школу ходит с удовольствием. Это не одно и тоже.

    • Согласна. Если ребенок бежит в школу, это еще не значит, что он любит учиться. Поэтому нужно быть внимательными к детям.

  • У моей коллеги по работе такой сыночек... она с ним замучилась просто. За советы спасибо.

    Я вот вспоминаю свое детство... ведь никто никого не уговаривал, просто это была твоя обязанность и все...

    • Согласна, Алла. Раньше с нами меньше «сюсюкались», но и процент неуспевающих тоже был немаленьким...

  • Учеба — это труд, обязанности. А многие дети не привыкли к трудностям.

    • Тоже верно. Поэтому и учатся они еще и с этим аспектом справляться.

  • Если бы «трудности» были только трудностями самоорганизации и трудолюбия! Я вот любила учиться, а в школу ходить — нет! Нет, я выполняла свою «обязанность», вот только к получению знания это имело мало отношения, даже когда в дневнике 4-5ки. Бывает наоборот :) Мой брат ходил в школу исключительно общаться.

    Отличные оценки и «все успевает» — это еще не показатель, мне кажется. И тут еще важно о каком возрасте идет речь. И о школе. И, особенно, об учителях, так как именно отношение к педагогу формирует в первую очередь отношение к предмету. Потоковое обучение — это вообще предмет больших споров всегда.

    Нам, слава Богу, до официальной школы еще год (мы будем учиться заочно). Но мы пошли в бразильскую школу, здесь она начинается с 4 лет. Опыт бесплатной муниципальной школы был ужасен, я немножко писала у себя в блоге! Сейчас пошли в частную — дочь вообще очень любит любые занятия. А вот сын — домашний. Никогда не просился в садик, и на занятия его трудно отправить. Теперь размышляем — стоил ли его отдавать в школу или останемся совсем на домашнем обучении. Был только один педагог к которому он шел без капризов.

    У меня давно лежит в копилке статья (материалы конференции) на эту тему, может кому-то пригодится: Трудности школьного обучения. Ребенок не хочет или не может? — ria.ru/online/20060907/53625820.html

    • Ирина, я тоже считаю важным фактором именно социальную сторону школы. Очень часто «нелюбовь» к школе рождается именно из-за проблем в общении.

      Мои дети также диаметрально-противоположные. И если одному общение со сверстниками дается легко, то у второго были сложности, которые, кстати говоря, решились только в школе...

  • Сын, однажды мне заметил, что получая 2 он слышит от меня упреки, а когда зарабатывает 5, то я за неё не хвалю его и это лишает его стимула учиться. С тех пор стараюсь не забывать похвалить и сказать какой он молодец за хорошие отметки. *IN LOVE*

    • Надежда, спасибо, что написали об этом! *IN LOVE* Действительно, очень часто мы делаем акценты на неуспехах ребенка, а вот его достижения упоминаем вскользь. И это в корне неправильно! За самые маленькие успехи ребенка нужно хвалить. Тогда придут и большие...

  • Похвала ребенка, даже за маленькие достижения, дает возможность почувствовать ему, что не все так плохо и у него получится, если он будет стараться. =)

    • Многие родители зацикливаются на успехах ребенка, а ведь порой важнее то, что он есть, что он рядом! И уже за одно это сказать Всевышнему и ему «Спасибо»...

  • Только хотелось бы сказать про похвалу. Мотив избегания наказания — худший для получения знаний, мотив получения награды (похвалы) — лучше, но самый лучший — естественная познавательная мотивация. Родители так увлекаются успехами, что вообще забывают о жажде знаний, присущей любому ребенку. По моему важнее поддерживать в ребенке энтузиазм, чем концентрироваться на оценках.

    Похвала — получил 5-похвалили может привести к пониманию, что тебя любят только когда ты выполняешь какие-то задания. даже, если с печалью в голосе ты прибавляешь: "Я тебе люблю, конечно, и с двойкой, но пятерки меня так радуют! =) " Здесь тонкая грань, чтобы научиться не просто хвалить ребенка, а поддерживать его.

    Но двумя руками за! Нельзя все время ругать за двойки и не замечать успехов (и не только в школе) — нужно верить в своих детей!

    • Вот этот идеал и самый сложный для достижения. А верить в детей всегда и во всем нужно обязательно!!!

    • Согласна, тоже считаю, что с похвалой лучше быть осторожнее. Поддержка и одобрение — обязательно, но похвала за малейшие успехи — это лишнее, на мой взгляд. Я сама человек очень зависимый от внешней мотивации и чужих оценок, к сожалению.

  • Дочке моей не скоро в школу, но я уже сейчас задумываюсь, как сохранить в ней любознательность. Я считаю, что начинается все задолго до школы, и родителям стоит всячески поддерживать умение детей видеть удивительное в окружающем и тягу к познанию.Согласна с вами, Людмила, главное — любовь, принятие и искренняя заинтересованность!

    • Ирина, уверена, у такой внимательной мамы, жажда знаний у малышки будет только разгораться!

  • Люда, читаю каждую строчку и прямо не знаю, что же ждет меня :) Дашка в сентябре в школу пойдет и так мне боязно, ей естественно, не показываю, но очень страшно мне, как она там будет. Понимаю, что все мы прошли через это, но характеры у нас разные, я была более стрессоустойчива и могла отпор дать любому, она мягче. А еще я из той категории мам, которые скорее отпор всем дадут и ребенка будут защищать. это машинально происходит. в общем учиться и мне и ей придется новой роли и адаптироваться к школе и к обстоятельствам.

    • Не могу не согласиться с тобой, Маша! Когда ребенок идет в школу, мама с папой учатся с ним вместе... Безусловно, тонкостей разных много, но все преодолимо, и... не так страшно, как кажется. Это я выяснила на собственном опыте...

  • Моей дочери скоро предстоит идти в школу, мы уже давно ведем с ней беседы на тему учебы, надеюсь это как-то повлияет на ребенка и она будет серьезно относиться к занятиям в школе.

    • Во многом отношение к учебе зависит от родителей, во многом от учителей. Но, конечно, вести разговоры нужно. Это правильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *