Вот уж школа не за горами, и многие родители обеспокоены судьбой вчерашних дошколят... А готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли усвоить насыщенную школьную программу? Что нужно знать? Что усвоить? Как подготовить?..
Ранее мы уже говорили о физиологической готовности к школе, сегодня поговорим о психологической составляющей этого аспекта. В разных городах и странах, тестирование в школу проводится в разное время: где-то весной, где-то летом, отличаются и некоторые требования и условия... Поднимем общие вопросы и рекомендации.
Психологическая готовность к школе
Скоро 1 сентября – начало нового учебного года. Многие родители торопятся отдать своего малыша в школу. Однако прежде, чем ребенок вступит в ряды первоклассников, мамам и папам необходимо выяснить, готов ли он к этому психологически. На самом деле, ситуация такова, что дошкольник может быть прекрасно развит интеллектуально: замечательно владеть нужными навыками (счет, письмо, чтение), но его эмоционально-волевая сфера может оставаться несформированной. Малыш может не уметь отвечать требованиям учителя, иметь проблемы с адаптацией к коллективу.
Что такое готовность к школе
На самом деле, школьная готовность — это объемный комплекс умений и навыков (личностных, социальных и интеллектуальных), который включает:
- умения действовать по образцу;
- фонематический слух достаточной степени развития (способность различать звуки родного языка);
- умение слушать и слышать преподавателя (внимание);
- выполнение инструкции преподавателя (восприятие);
- оценивание выполненные задания;
- достаточную мотивацию;
- обладание развитой мелкой моторикой;
- правильную речь, развитое воображение;
- способность прикладывать волевые усилия в процессе своей учебной деятельности;
- стремление к познанию всего нового и интересного;
- управление собственным поведением;
- внутренние усилия для выполнения учебной деятельности (воля). Для тренировки волевых усилий очень хорошо практиковать графические диктанты – это когда ребенок рисует под диктовку графические фигуры. Если малыш отвлекается и делает ошибки, то его волевая сфера еще недостаточно сформирована. Чем меньше неточностей в такой работе, тем больше волевых усилий ребенок способен прилагать в процессе своей деятельности;
- высокий уровень концентрации на каком-то деле;
- способность длительное время выполнять учебные действия;
- умение доводить дело до конца;
- уравновешенность;
- коммуникабельность (умение находить общий язык с учителем и одноклассниками);
- уверенность в себе;
- сообразительность;
- самостоятельное мышление;
- аккуратность;
- самостоятельность и способность к самоорганизации;
- обладание прекрасной памятью (для запоминания школьного материала);
- умение ориентироваться на социальные нормы;
- умение подчиняться;
- готовность стать школьником и посещать школу.
Малышу следует обладать следующими сформированными знаниями:
- различать математические понятия;
- знать слова, которые выражают местоположение предметов;
- понимать значение всех слов, которые произносит учитель;
- уметь считать и видеть количество предметов на плоскости;
- уметь отличить фигуру от фона;
- уметь систематизировать информацию;
- уметь делать выводы из услышанного или прочитанного;
- обладать высоким уровнем чтения и письма.
Отправляя своего малыша в школу, необходимо понимать, что с этого момента вся его жизнь будет наполнена исключительно (почти) школьными интересами. Программа современной школы настолько насыщенна, что не всем деткам достаточно нескольких часов в день для приготовления уроков. Реальность такова, что, зачастую, вместе с ребенком учится вся семья, практикуя совместное выполнение уроков до поздней ночи. Если вчерашний детсадовец не полностью сформирован психологически и интеллектуально, чтобы принять такую нагрузку, то происходят нервные срывы и дезадаптация (обучение становится невозможным, адекватное взаимодействие с окружением не происходит) в школе.
Отсюда появляется стойкое нежелание ее посещать и даже ненависть к обучению вообще. Отношения между членами семьи накаляются до предела. И разочарованные родители, в лучшем случае, в шоке от того, что у их чада не получается учиться в школе. В худшем случае, происходит полное психологическое уничтожение ребенка, унижение его человеческого достоинства и принуждение заниматься чуть ли не сутками, чтобы, наконец-то, начать соответствовать школьной программе. Поверьте, это происходит сейчас практически повсеместно! Я лично знакома с несколькими очень приличными семьями, где родителям стыдно, что их ребенок не «тянет» школьную программу, и где мамы бьются каждый день в истериках, обрушивая на свое чадо град невероятных оскорблений. Хотя всем очевидно, что, как ни крути, а у девочек до 8 лет, а у мальчиков, даже до 9, в поведении преобладает игровая деятельность. И заставлять их заниматься до умопомрачения не только не принесет какой-то ощутимой пользы, но и резко ухудшит психологическое и физическое состояние ребенка.
Важные условия успеха в школе
Чтобы малыш мог хорошо чувствовать себя в школьном коллективе, необходимо наличие следующих условий:
- получение поощрений за достижения от учителя;
- получение положительных эмоций от школы;
- ощущение своей нужности и ответственности;
- ощущение интереса к своим успехам от учителя и родителей;
- обладание красивым портфелем, пеналом и прочими школьными принадлежностями. Школьная атрибутика должна очень нравиться вашему ребенку, чтобы он пользовался ею с удовольствием и мог с гордостью показать одноклассникам.
Статья о том, что нужно купить для школьника в магазине канцтоваров «Канцелярия для школьников»
Дополнительные приготовления к школе «Идем в школу. Готовность №1»
Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:
- Кто такой школьник;
- каковы школьные обязанности;
- как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
- почему интересны занятия в школе;
- зачем нужны новые знания;
- обучение– это труд;
- какое поведение нужно иметь в школе и почему.
Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:
- наконец-то уйдут из детсада;
- в школе будут вкусно кормить;
- наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
- не будут больше спать днем;
- появится много новых друзей.
Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.
Не рекомендуется также ругать школу и учителей в присутствии ребенка, иначе вам никогда не добиться энтузиазма своего чада в учебе. А школьные правила и вся обстановка в учебном заведении станут ему в тягость. Вот, что случается с некоторыми детьми:
- уход в свои мечты на уроке;
- невнимание к словам учителя;
- желание поскорее выйти на переменку или уйти домой;
- нежелание отвечать урок;
- нарушение дисциплины;
- обида, когда учитель делает замечания;
- нежелание посещать занятия;
- нежелание делать уроки;
- истерики после школы;
- частые болезни;
- неприязнь к одноклассникам и учителю.
Те же самые симптомы может вызвать и чрезмерная подготовленность ребенка к школе. При условии, что вы усиленно готовили малыша к учебе и вызубрили всю программу для первоклашек назубок, то вашему чаду, скорее всего, станет в классе очень скучно, он начнет неправильно себя вести, что приведет к конфликту с учителями и взаимной неприязни. А это, неминуемо, повлечет за собой неблагоприятные последствия.
Каковы же характеристики отстающих детей? Это те дети, которые:
- имеют слабое здоровье и отстают в развитии;
- никогда не выполняли задания по образцу (конструкторы, не срисовывали и пр.);
- не играли со сверстниками в игры по правилам;
- не понимают, как анализировать и обобщать (то, чему учит лото, например);
- не обучались общей программе подготовки к школьному обучению.
Если все это было в жизни вашего малыша, и он здоров, то вам беспокоиться не о чем.
Как проверить готовность ребенка к школе
Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:
№1. Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.
№ 2. Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.
№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.
№ 4. Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.
Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.
Вообще, Закон разрешает принимать в школу детей по достижении ими возраста 6 лет с половиной. Если вы хотите попасть в учебное заведение с углубленным изучением предметов, то малышу должно быть при этом не менее 7-8 лет. Если вашему малышу меньше 6,6 лет, то для него может подойти специфическое учебное учреждение с послеобеденным сном и активной переменой после 2 урока.
Предварительное собеседование в школе с психологом
Как происходит предварительное собеседование с психологом перед школой? Максимально комфортно для малыша. Ребенок отправляется туда с мамой (для большей уверенности, и как требует Закон) и проводит в кабинете специалиста около 20 — 40 минут. Перед собеседованием не стоит пугать малыша тем, что если он плохо ответит, то его не возьмут учиться. Наоборот, будьте спокойны сами и успокойте ребенка. Скажите ему, что все будет хорошо. С собой в школу, обычно, просят взять листы бумаги формата А4 в количестве 10 штук и папку (скоросшиватель) с файлами в количестве 5 штук. Родителям предоставляется для заполнения анкета, где просят указать следующие сведения:
- ФИО;
- дата рождения;
- место работы;
- должность;
- образование;
- состав семьи;
- наличие жилья;
- наличие собственной комнаты;
- наличие отдельного спального места;
- наличие рабочего места;
- хобби ребенка;
- состояние здоровья.
Наш большой разговор с психологом по подготовке к началу учебному году можно почитать и послушать здесь и здесь.
На собеседовании, помимо психолога, присутствует логопед, а также заведующий учебной частью и учитель начальных классов. Малышу задают вопросы и предоставляют задания для выполнения (здесь приведены традиционные вопросы, обычно, задаваемые при собеседовании):
- Давай познакомимся. Меня зовут... А как тебя зовут?
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- В какой стране ты живешь? Назови свой адрес.
- Расскажи про маму и папу: как их зовут, сколько им лет, где работают... Ты знаешь их номер телефона?
- Кто живет вместе с тобой? У тебя есть братья-сестры?
- Чем ты любишь заниматься?
- Занимался ли в каких-нибудь кружках?
- Ты хочешь учиться в школе? Почему?
- Какое сейчас время года?
- Умеешь считать? Посчитай, пожалуйста, от 0 до 20... А наоборот можешь?
- Что меньше 10 или 8?
- Каких домашних животных/птиц ты знаешь?
- Какие дикие животные/птицы тебе известны?
- Сколько дней в неделе? Назови их?
- Сколько месяцев в году? Какие?
- Который сейчас час?
- Что остается на земле после дождя?
- У собаки ребенок щенок, а у коровы? У лошади? и т.д.
- Какие профессии ты знаешь? Кем хочешь стать сам?
- Какие овощи/фрукты ты знаешь?
- Как назвать одним словом вот эти предметы: платье, шорты, шляпа, носки?
- ...
Далее даются, примерно, следующие задания:
- Нарисовать человека. Психолог сделает акцент на местоположении рисунка, на толщину линий, насколько прорисованы детали: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, уши, губы, глаза, брови на лице.
- Продолжить предложение: «Утром мы завтракаем, а вечером...», «На улице темно, значит сейчас...», «Вечером мы ложимся спать, а утром...»
- Сыграть в игру «Да, нет — не говорить». Когда психолог задает вопросы, а ребенок должен на них ответить не употребляя слов «да» и «нет». Мы уже говорили об этой игре и ее примерах в статье с играми на внимание вот здесь.
- На знание геометрических фигур. Здесь фигурируют такие вопросы, как: «Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь?», «Чем отличается треугольник от квадрата?». Или просят нарисовать геометрический фигуры, продолжить логический ряд с ними, или нарисовать нужную фигуру внутри рисунка.
- Предлагают набор карточка и ребенка просят сложить их в определенной последовательности, чтобы получился рассказ. Обязательно рассказать его.
- Психолог называет ряд слов, примерное количество — 10. Ребенок должен проговорить их в том же порядке. На выполнение данного задания дается три попытки.
- Та же игра на внимание и память, только с картинками. По типу мемори. Педагог раскладывает перед ребенком 10 картинок, просит их запомнить, затем убирает картинки. А ребенок должен назвать все картинки, которые запомнил.
- Любимое психологами логическое задание — убери лишнюю картинку. Когда предлагается ряд из 4 картинок и нужно найти «лишний» предмет и обосновать свой выбор. Например, в логической цепочке: самолет, вертолет, поезд, дельтаплан, лишнее слово «поезд», так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
- Решить простые математические задачи и примеры на сложение и вычитание.
- Просят вырезать картинку по контуру.
- Выполнить графический диктант.
Вы видите, что все вопросы и задания совсем не представляют сложности для достаточно уверенного в себе и подготовленного ребенка. Поэтому школьные собеседования проходят, обычно, довольно успешно.
Марина Таланина,
специально для сайта «Цветы жизни»
Подготовка к школе быть должна. Это важный аспект современных реалий. К тому же осуществить это можно совершенно по-разному: дома, в детском центре или даже осуществить подготовку к школе онлайн. Главное, чтобы это было регулярно и с учетом особенностей ребенка.
В завершении разговора предлагаю посмотреть советы и рекомендации психолога о том, как подготовить ребенка к школе, как помочь ему адаптироваться в ней, и как сделать так, чтобы интерес к школе не угас.
Успехов и мудрости вам, родители!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
детям очень мешает их стеснительность(. мы и сами дома стараемся избавляться от этого качества насколько получится перед школой — на будущий год поступаем).
ребенок может быть умным и сообразительным, но, постеснявшись, замкнувшись — никто об этом не узнает...
Не поспоришь здесь, Надежда. Чрезмерная стеснительность может стать большой помехой... Главное, чтобы дома помогали, поддерживала и подсказывали.
Психологическая готовность и правда важнее накопленных до школы знаний. От этого зависит огромная доля будущей успеваемости ребенка. Вот только проверяют ее перед первым классом не всегда...
Психологическая готовность к школе действительно очень важна для успешного обучения, и уделять этому внимания нужно не меньше, чем подготовке руки к письму, развитию мышления и т.д.
Много пунктов и все очень важные. Я вот тоже пока в раздумьях: во сколько дочку отдавать в школу.