Непослушные звуки. Логопедические игры

Современные детки все чаще и чаще «не дружат» со звуками. На это есть тысячи причин, но их знание не поможет преодолеть эти трудности. А ведь нам важны именно средства «воспитания непослушных звуков». Вот об этом я и попросила рассказать профессионального педагога и логопеда Марину Таланину. Какими могут быть возможные речевые нарушения у детей, когда бить тревогу и что можно предпринять в связи с этим? Поговорим об этом сегодня.

Непослушные звуки

В настоящее время в силу разных причин у детей все чаще встречаются дефекты развития речи. И одним из таких самых распространенных недостатков является неправильное звуковое произношение. И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной постановки речи ребенка.

Дефекты звукового произношения разделяют на несколько видов:

1. Дислалия (косноязычие). Проявляется этот вид нарушения речи в том, что ребенок пропускает некоторые звуки при говорении (например, [акета] вместо [ракета], искажает их (неправильно произносит) или производит замену одного звука другим.

Почему же возникает дислалия? Конечно, иногда случается, что у малыша присутствуют нарушения слуха, неправильное строение аппарата речи, нарушения прикуса и пр. В этом случае косноязычие происходит именно по этим причинам, и тогда его называют механическим. Но сейчас очень часто, даже у деток при отсутствии вышеназванных дефектов, наблюдается одно или несколько нарушений звукопроизношения. Это происходит по причине слабости специфических нервных процессов, происходящих в головном мозге малыша. Чаще всего, нарушения нервных процессов бывают в результате неблагополучного внутриутробного развития ребенка, гипоксии, длительных и тяжелых родов, кефалогематомы и пр. Такие детские  расстройства называют функциональными.

2. Дизартрия (речь ребенка является нечленораздельной) по следующим причинам:

  • повреждения мозга вследствие травм;
  • воспалительные процессы, происходящие в головном мозге ребенка;
  • недостаток мозгового кровообращения.

Детки с дизартрией нуждаются в наблюдении специальных врачей, а для малышей с косноязычием есть интересные игры и упражнения, которые способны благополучно помочь им в развитии речи, хотя и дислалия также бывает различной степени сложности.

Логопедические игры для детей

Сейчас существуют многочисленные логопедические игры для детей, которые могут помочь родителям проводить с детьми регулярные интересные занятия. Здесь мы опишем вам самые эффективные из них, те, которые включают в себя специальные логопедические упражнения, прорабатывающие такой важный аспект развития речи, как постановка звуков.

Чаще всего, у малышей проблемы возникают с произношением таких звуков, как [л], [р], [ж], [ш], [с], [з], [ч], [щ].

Необходимо сказать, что в работе над любым звуком, можно выделить несколько ступеней:

  1. Утонение и постановка правильной артикуляции (движений речевого аппарата), требуемой для произнесения того или иного звука. На данном этапе проводится специальная гимнастика для аппарата речи.
  2. Появление и постановка нужного звука.
  3. Усвоение и закрепление тренируемого звука.

Играть с ребенком лучше  в первой половине дня каждый день (не следует пропускать занятия), чтобы гарантированно достичь нужного результата. В этой статье мы будем тренировать звуки [л – л`].

 Ну, а теперь сами логопедические игры, которые, кстати,  можно создать и своими руками:

Звуковой диктант.

Что понадобится: карточки со словами, в которых есть звуки «л-ль» в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки (3 цвета).

Как играть: каждому малышу достается по 10 карточек с разным расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово, а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).

Цель игры: определение позиции звуков «л-ль» в словах на слух.

Звуковое волшебство.

Что понадобится: очень много загадок, в отгадках которых присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением букв русского алфавита.

Как играть: загадывать малышу загадки. Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки и выложить его на столе.

Цель игры: развитие и закрепление навыков анализа звуков.

 Веселые хлопки.

Что понадобится: группа детей (или один ребенок), взрослый и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.

Как играть: взрослый читает слова, а дети хлопают, когда слышат слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.

Цель игры: развитие умения выделять определенный звук на фоне целого слова.

Истребитель.

Что понадобится: большая красочная картинка самолета-истребителя.

Как играть: взрослый рассказывает детям, что, когда самолет скрывается за облаками, то его самого не видно, а слышен только его звук, и нужно погудеть, как этот огромный самолет-истребитель – «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ» (произносим протяжно).

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Заблудившийся кораблик.

Что понадобится: картинки с изображением корабликов и нескольких путей (лабиринтов) для них.

Как играть: ребенку следует помочь корабликам дойти до причала, проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Повторюшка.

Что понадобится: магнитофон или взрослый, произносящий звуки «л-ль».

Как играть: диктор или взрослый четко произносит твердые и мягкие звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.

Цель игры: научение правильному произношению твердого звука «Л».

Прыжки по кочкам.

Что понадобится: разноцветный картон с изображением «кочек».

Как играть: детки-зайчики, чтобы спастись от волка должны перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно повторив за взрослым слоги со звуком «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения твердого звука «Л».

Сказочный ларец.

Что понадобится: много картинок с изображением различных сказочных персонажей.

Как играть: ребенку нужно рассмотреть картинки и отобрать те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения звука «Л».

Рыбалка наоборот.

Что понадобится: игрушечная удочка и много карточек с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».

Как играть: цепляем на удочку карточки и правильно произносим «попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).

Цель игры: закрепление навыка произношения мягкого звука «ЛЬ».

Веселый светофор.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона и изображения разноцветных предметов, содержащих звук «Л» (оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.).

Как играть: детям нужно выбрать карточки с предметами определенного цвета и положить их в нужный ящичек (цветной лист) того же цвета, произнося словосочетания: оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Забавное Сафари.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона (двух цветов), кусочки картона с изображением различных животных, в названии которых присутствуют звуки твердые и мягкие «Л» — «ЛЬ».

Как играть: ребенку нужно рассортировать животных по содержанию в их названии звука «Л» и звука «ЛЬ». Животные с «Л» живут за забором одного цвета, а животные с  «ЛЬ» — за забором другого цвета.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Как видите, приведенные нами игры достаточно эффективны и занимательны. Играйте со своими детками каждый день, и позитивные результаты не заставят себя долго ждать.

А в следующей статье мы предложим вам занимательные игры со звуком [р].

Я благодарю Марину за такую ценную копилку игр в постановке звука [Л]. Хотя мне кажется с небольшими изменениями практически все игры можно успешно применить и к другим звукам.

Перед такими играми можно провести и артикуляционную гимнастику.

Были ли у ваших деток проблемы с произношением звуков? Как вы с ними справлялись? Поделитесь в комментариях.

В завершении статьи предлагаю посмотреть видеоурок по автоматизации звука Л.

С теплом,

Людмила Поцепун.

bezymyannyj1

Загрузка...


Просмотров: 192

Комментарии 11 комментариев

  • О, игры — это интересно) И эффективно, кстати. Ребенку проще учиться когда он играет.

  • Мила, привет, моя дорогая!!! Так давно к тебе не заходила – соскучилась *IN LOVE* Пойду гулять по твоим страничкам =)

    Мои сыновья оба прошли через логопеда. У Богдана шипящие и сонорные, у Елисея только сонорные. Нам очень повезло с логопедом. И специалист отличный и подход к каждому ребенку индивидуальный.

    Теперь дети мои и шшшипят и рррррычат и лялякают отменно *THUMBS UP*

    • Привет, Юлечка! Соскучилась по тебе и твоим душевным комментариям! *IN LOVE* Очень рада тебе!

      И мои сыновья не избежали походов к логопеду и домашних занятий... Старший сын сейчас и вовсе осознает, как это важно и радуется, что у него нет проблем со звуками, в отличие от его сверстников.

  • Рассказано интересно о исправлении произношения с использованием игры. У моих детей, слава Богу, с произношением проблем не было и к логопеду обращаться не потребовалось.

    • Алексей, это просто здорово! Ведь сегодня мало, кто может этим похвастаться...

  • Людмила, хорошие игры вы описали. На сегодняшний день и правда много материала для помощи деткам в восприятии и произношении звуков, главное, чтобы родители нашли время для ежедневных занятий. Ведь требуется всего 5 минут!

    В свое время я готовила карточки для оттачивания звуков «л» и «ш», а вот с «р» у сына вообще не возникло проблем. Еще пользовались несколькими книгами, из наиболее понравившихся могу назвать «Большой логопедический учебник для самых маленьких» от издательства Эксмо.

    • Виктория, благодарю за ваш опыт! Да, соглашусь с вами: самое главное это не часами сидеть, а по пять минут, но! ЕЖЕДНЕВНО! Тогда результат не заставит себя ждать.

  • Отличный набор игр! Главное в развитие речи ребенка, это терпение и постоянность, не следует «махать» рукой.

  • Прекрасно, если в работу постановке звуков включать игры. Дети быстрее осваивают такие звуки, если их освоение спрятано в игре.

    • Для ребенка игра — многое, а главное, это близкий и понятный ему мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *