Непослушные звуки. Шипящие и свистящие

Правильно выговаривать все звуки речи — та еще задача для современных детей. Однако, и взрослые не сидят на месте и все время придумывают логопедические игры и упражнения на все случаи произношения.

Помимо звуков «л» и «р», у детей часто не получается выговаривать шипящие и свистящие звуки русского языка, такие как: «с»-«з», «ш»-«ж». Отчего так происходит? В логопедии есть такое понятие, как сигматизм, — явление, которое приводит к неправильному произношению звуков «с»-«з», и, конечно же, сигматизм привычно подразделяют на несколько видов:

  1. Межзубный – появляется, когда у ребенка нарушено произношение свистящих и шипящих звуков, и его язычок, при их произнесении просовывается между зубами, создавая шепелявый звук;
  2. Призубный — появляется, когда у ребенка язык придвинут к зубам так, что он мешает свободному проникновению воздушной струи через щель между зубами, что притупляет чистое произношение звуков;
  3. Шипящий – появляется, когда у ребенка наблюдается такое положение речевых органов, которые в итоге дают звук, похожий на «щ»;
  4. Губно-зубной – появляется, когда у ребенка не получается правильно направить воздушную струю для произнесения шипящих и свистящих звуков. В итоге, раздуваются щеки, и вообще ничего не получается;
  5. Боковой — появляется, когда у ребенка речевые органы и воздушная струя используются неправильно, то приводит к странному звуку «льхь».

Свистящие звуки не очень просто поддаются коррекции, но при правильном подходе все получится. Не последнюю роль в этом могут сыграть простые логопедические игры.

Логопедические игры для свистящих звуков [с], [з]

Песенка пылесоса

Ребенок растягивает губы в улыбке, зубки сближает, но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками. А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так и получается песенка пылесоса.

Веселый пылесос

Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или изображение с пылесосом и дорожками для уборки.

Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя песенку пылесоса (1 игра) без остановки (для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).

Веселые слова

Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное» и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит разные слова, где есть  звуки «с» и «з», и где их нет. Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет, то мяч нужно отбить.

Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з», развитие реакции и координации движений.

Сорока и совенок

Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки, листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых имеются картинки продуктов с разными звуками.

Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой, расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках и преложите ему выбрать птичкам те продукты, в названии которых присутствуют звуки «с» и «з». При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.

Сладкоежки

В помощь понадобится картинка с изображением девочки и мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные, на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть звуки «с» и «з».

Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их. При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень стараться.

Цветочная поляна

Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют звуки «с» и «з».

Как играть: необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку, но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах, иначе полянка останется некрасивой.

 Он-они

Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки, но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.

Он сядет, и они… (сядут).
Он залезет, и они… (залезут).
Он созреют, и они … (созреют).
Он запрыгает, и они … (запрыгают).
Он сорвет, и они … (сорвут).
Он заряжает, и они … (заряжают).
Он слезет, и они … (слезут).
Он зажмет, и они … (зажмут).
Он встанет, и они … (встанут).

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

Смотрите и другие статьи на тему развития речи и звуков:

Логопедические звуки на звук [р]

Логопедические игры. Звук [Л].

Сказка о язычке

Чистоговорки — учимся чисто говорить.

Скороговорки и их польза для развития детей

С уважением,

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...


Просмотров: 319

Комментарии 2 комментария

  • Родителям стоит уделять пристальное внимание к развитию речи ребёнка. Обязательно нужно учить проговаривать все звуки. Если упустить время, потом придётся потратить его ещё больше, водить ребёнка к логопеду.

    • Ирочка, как ты права! Очень важно разговаривать и заниматься с детьми!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *