Сказка о язычке + Пазл-конкурс

Людмила Поцепун   18.01.2013

Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!

При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.

Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р».  Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за  движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки.  Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

                             (М.Синицына)

            Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                                     (О.Петрова)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                               (М.Синицына)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

                                                               (М.Синицына)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

                                                           (М.Синицына)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

                                    (М.Синицына)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

                                           (М.Синицына)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

                                 (О.Перова)

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

                        (М.Синицына)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

А теперь — первый пазл-конкурс в новом году! Друзья мои, теперь правила немного изменились. Чтобы принять участие в конкурсе, вам надо собрать пазл, через форму Контакты отправить мне письмо с описанием полученной картинки. А победителями станут те, кто отправил ответ в числе первых — 2 участника, а третий победитель — счастливчик, наиболее красиво и красочно описавший картинку. Этого победителя я буду выбирать сама. Если же красивых описаний будет много, и я не смогу отдать кому-нибудь приоритет, то доверю выбор random.org.

Если нет вопросов — то вот картинка. Всем желаю удачи! Да, а ответы принимаются до 12:00 дня 21 января 2013 года!

Да, друзья мои,  еще хочу пригласить вас принять участие в серии вебинаров на тему воспитания от профессионального психолога, мудрой мамы и моей подруги Елены Пятницкой. Абсолютно бесплатные вебинары на самые волнующие темы будут проходит вплоть до 24 февраля. Приходите, не пожалеете! Программа просто супер!

1-16144-1489669573-2805

Просмотров: 464

Комментарии 29 комментариев

  • Мила, какая же добрая сказка получилась про язычок. Ты Алеше ее рассказывала или недавно придумала?

    С такой сказкой легко делать все логопедические упражнения.

    Попробую с Олесей позаниматься.

    • Людмила, этой сказке уже 4 года. У меня Алеша по ней учился (и сейчас еще иногда вспоминаем :-D ) тренировать губы и язык непосредственно перед уроком по произношению звуков.

  • Мне тоже очень понравилась сказка. Здорово, когда мама такая сказочница...

  • и мне понравилась! обязательно воспользуемся! Спасибо большое что делитесь столь ценным материалом *ROSE*

    • Александра, мне очень приятно оказаться полезной! Рада, что заходите ко мне! =)

  • Мила, очень хорошая сказка! Под такую и деткам будет веселее делать упражнения!

  • Очень интересная сказка. А малыши легко эти упражнения делают? :P

    • Самым маленьким, не все, конечно, поддастся, хотя хорошее настроение будет гарантировано! А 3-4-летние малыши уж точно справятся!

  • Очень хорошая сказка для таких целей. Артикуляционная гимнастика — это очень важное мероприятие. И очень важно, чтобы ребенок занимался этим с удовольствием! А вот такие сказки этому способствуют.

    А еще для произношения хороши чистоговорки. Я про них узнала не так уж и давно, но уже в последние годы уделила им немало внимания. Заходите, познакомьтесь.

    • Танюша, когда мы с сынишкой занимались над речью — целый ворох этих чистоговорок проговаривали. И да, согласна с тобой, прок от них есть.

  • К сожалению, и я столкнулась с такой проблемой, когда малыш не выговаривает некоторые звуки. Воспользуюсь вашими упражнениями. Спасибо вам за них

    • Желаю вам удачи и терпения! =) Успехи наших деток во многом зависят от нас!

  • Пришла почитать про упражнения с язычком, а опять связалась с пазлом! Отправила описание. А за зарядку с язычком спасибо!

  • Молодец, Сказка хорошая. Пазл тоже красивый, сегодня я его долго собирала.Привет мальчикам

  • Замечательная сказка. У нас дочка еще не все звуки произносит верно, поэтому отдельное спасибо за замечательное пособие для занятий артикуляционной гимнастикой.

    • Елена, мне будет очень приятно оказаться полезной для вас с доченькой! =) У меня Алеша воспринимал сказку на «Ура» и во многом, благодаря ей, занятия проходили продуктивнее и результативнее =) Спасибо вам.

  • Мы все лето занимались такой гимнастикой со старшими детками, тоже вводила сказку, чтобы веселее было. Но как же у меня самой уставали все мышцы, щеки, губы, язык))) Надо бы нам возобновить эти занятия, есть проблемы со звуками...

    • Я тоже помню свою усталость... :-D Представляю, как у деток... Кстати, мы тоже сейчас решили все повторить.

  • Спасибо за полезную сказку!

    У нас буквы дочка все выговаривает , но путает их местами «р» и «л». «Дра меня, дра чего» и т.п. :-D

    • Нам тоже логопед рассказывала, что так бывает :-D Но нам надо было «р» ставить. Поставили =)

  • Отличная сказка! Мы тоже занимаемся по подобным сказкам — но, правда по покупной книжке. Ребенку не надоедает за сказкой повторять!

  • Мне приходилось заниматься со старшей дочкой артикуляционной гимнастикой. она плохо произносила звук Л. Не было раньше таких сказок, но мы тоже придумывали разные игры.А заниматься просто так очень скучно и вряд ли какой малыш захочет что-то делать, если его не заинтересовать.

  • Спасибо за сказочку — логопедические упражнения сыну делать... а надо, в виде сказке это гораздо легче пойдёт :)

  • Девочки, спасибо за добрые слова. Мне очень приятно, что сказка находит отклик и приносит пользу...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *