Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!
При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.
Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.
Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р». Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки. Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.
Сказка о язычке
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.
Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….
Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)
Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)
Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.
А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)
Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)
А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.(О.Перова)
Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.(М.Синицына)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!
Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!
Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
Мила, какая же добрая сказка получилась про язычок. Ты Алеше ее рассказывала или недавно придумала?
С такой сказкой легко делать все логопедические упражнения.
Попробую с Олесей позаниматься.
Людмила, этой сказке уже 4 года. У меня Алеша по ней учился (и сейчас еще иногда вспоминаем ) тренировать губы и язык непосредственно перед уроком по произношению звуков.
Здорово, конечно, когда мама — сказочница: столько проблем можно решить!
Мне тоже очень понравилась сказка. Здорово, когда мама такая сказочница...
Спасибо, Ирина!
и мне понравилась! обязательно воспользуемся! Спасибо большое что делитесь столь ценным материалом
Александра, мне очень приятно оказаться полезной! Рада, что заходите ко мне!
Мила, очень хорошая сказка! Под такую и деткам будет веселее делать упражнения!
Это точно. Занятие в веселье превращается
Очень интересная сказка. А малыши легко эти упражнения делают?
Самым маленьким, не все, конечно, поддастся, хотя хорошее настроение будет гарантировано! А 3-4-летние малыши уж точно справятся!
Очень хорошая сказка для таких целей. Артикуляционная гимнастика — это очень важное мероприятие. И очень важно, чтобы ребенок занимался этим с удовольствием! А вот такие сказки этому способствуют.
А еще для произношения хороши чистоговорки. Я про них узнала не так уж и давно, но уже в последние годы уделила им немало внимания. Заходите, познакомьтесь.
Танюша, когда мы с сынишкой занимались над речью — целый ворох этих чистоговорок проговаривали. И да, согласна с тобой, прок от них есть.
К сожалению, и я столкнулась с такой проблемой, когда малыш не выговаривает некоторые звуки. Воспользуюсь вашими упражнениями. Спасибо вам за них
Желаю вам удачи и терпения! Успехи наших деток во многом зависят от нас!
Пришла почитать про упражнения с язычком, а опять связалась с пазлом! Отправила описание. А за зарядку с язычком спасибо!
Спасибо, Альфия! Рада вашему участию!
Молодец, Сказка хорошая. Пазл тоже красивый, сегодня я его долго собирала.Привет мальчикам
Спасибо, родная! Привет передам!
Замечательная сказка. У нас дочка еще не все звуки произносит верно, поэтому отдельное спасибо за замечательное пособие для занятий артикуляционной гимнастикой.
Елена, мне будет очень приятно оказаться полезной для вас с доченькой! У меня Алеша воспринимал сказку на «Ура» и во многом, благодаря ей, занятия проходили продуктивнее и результативнее Спасибо вам.
Мы все лето занимались такой гимнастикой со старшими детками, тоже вводила сказку, чтобы веселее было. Но как же у меня самой уставали все мышцы, щеки, губы, язык))) Надо бы нам возобновить эти занятия, есть проблемы со звуками...
Я тоже помню свою усталость... Представляю, как у деток... Кстати, мы тоже сейчас решили все повторить.
Спасибо за полезную сказку!
У нас буквы дочка все выговаривает , но путает их местами «р» и «л». «Дра меня, дра чего» и т.п.
Нам тоже логопед рассказывала, что так бывает Но нам надо было «р» ставить. Поставили
Отличная сказка! Мы тоже занимаемся по подобным сказкам — но, правда по покупной книжке. Ребенку не надоедает за сказкой повторять!
Мне приходилось заниматься со старшей дочкой артикуляционной гимнастикой. она плохо произносила звук Л. Не было раньше таких сказок, но мы тоже придумывали разные игры.А заниматься просто так очень скучно и вряд ли какой малыш захочет что-то делать, если его не заинтересовать.
Спасибо за сказочку — логопедические упражнения сыну делать... а надо, в виде сказке это гораздо легче пойдёт
Девочки, спасибо за добрые слова. Мне очень приятно, что сказка находит отклик и приносит пользу...