Исследовательский проект в школе. С чего начать и как сделать?

Исследовательский проект — это самостоятельная работа учащихся, направленная на поиск информации и ответов на поставленную задачу. Исследовательская работа учеников начальных классов направлена на развитие творческо-исследовательского потенциала, умение вычленять главное, ставить задачи и искать пути их решения.

Конечно, научно-исследовательские проекты пишутся в разных возрастных и специализированных категориях. Мы же поговорим сегодня об исследовательских работах для учеников начальных классов. Такое задание было дано сынишке на лето и мы активно в него погрузились))) Чуть позже я обязательно представлю вам плоды наших трудов.

Исследовательский проект в начальной школе

Такая самостоятельная работа, как исследование, в начальной школе на первых порах может осуществляться лишь с активным взаимодействием с родителями. И в этом не «минус», а «плюс». Ведь совместная работа — это еще и ключик к пониманию и тесному общению. А совместный поиск ответов даст маленькому человеку хороший урок на будущее и полезный навык к самостоятельным проектам.

Этапы проведения исследовательской работы

С чего начать и как сделать исследовательский проект? Когда есть план и ясна конечная цель — путь становится короче и понятнее. Вот и начнем с планирования проекта. Можно выделить следующие основные этапы которые будут входить в план исследования:

  • Выбор темы исследования
  • Постановка целей
  • Выдвижение гипотезы
  • Сбор информации и проведение самого исследования
  • Обработка информации
  • Представление результатов, или защита проекта.

Тема научно-исследовательского проекта

Выбрать тему и просто и сложно одновременно. Если не задана определенная тема, то следует ориентироваться на интересы ребенка. Ведь гораздо интереснее изучать то, что увлекает в данный момент, то, что актуально именно сейчас, и именно ребенку, а не взрослому.

Задача взрослого лишь предложить несколько тем и путем наводящих вопросов помочь ученику с выбором и формулировкой темы.

Тема работы может звучать, как вопрос, например, «Почему озеро соленое?», или утвердительно «Посмотрите: одуванчик!».

Цели и задачи исследования

Каждая работа преследует те или иные задачи. Какие цели могут быть у исследовательского проекта? Цель — это конкретный результат, который предполагается получить.

Задачи — это то, что можно делать, как теоретически так и экспериментально.

Примечательно, что цель исследования — одна, а вот поставленных задач может быть несколько. Все зависит от промежуточных этапов. К задачам может относиться теоретическая часть — все то, что известно на начальном этапе, и экспериментальная — , то что непосредственно узнается в ходе исследования.

Выдвижение гипотезы

Гипотеза — это предположение, некоторое представление о знаниях. Изначально гипотеза не может быть вымыслом или правдой. Она выдвигается и в процессе исследования обретает очертания и смысл, путем доказательств.

Сбор информации и проведение самого исследования

Сбор информации можно осуществлять из любых источников: книги, интернет, интервью, опросы. Само исследование также имеет широкий спектр действий: это и опыты, эксперименты, наблюдения, рассуждения, интервьюирования и т.д.

Обработка информации

Следующим этапом осуществляется обработка информации. При необходимости выводятся итоговые числа, строятся графики или составляется текстовое представление. Несмотря на явно большое количество собранной информации, важно отобрать главное.

Завершить все следует доказательством или опровержением выдвинутой в начале гипотезы, а также прийтик определенным выводам, резюмируя проделанную работу.

Представление результатов, или защита проекта.

Результаты упорного исследовательского труда можно представить разными способами, по — отдельности и сразу несколько.

  • видео — формат
  • слайд-шоу
  • плакаты
  • научные сказки
  • опросы и анкетирование
  • графики и схемы
  • кроссворды и филворды
  • рефераты, подкрепленные устным ответом
  • и т.д.

Защита проекта должна быть интересна и тому, кто проводил исследование и тем, кто слушает результаты, поэтому желательно задействовать все органы восприятия: зрительные, слуховые, по возможно тактильные и даже обонятельные :)

Вот такой краткий план подготовки исследовательского проекта в школе. В начальной школе бОльшую часть этой работы придется делать взрослому, но именно так, в совместном творчестве, ребенок будет учиться и готовиться к будущим большим проектам.

В завершении статьи-плана предлагаю несколько особо-интересных тем для научно-исследовательского проекта, встреченные мною на просторах интернета:

Примерные темы исследовательских проектов в начальной школе

  • Загадки клавиатуры
  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Краски в нашей жизни
  • Маленькая история о моей большой семье.
  • Математика на кухне
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
  • Мультфильмы: что это?
  • Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  • Молодежный жаргон в речи современных школьников.
  • Образ дракона в детской литературе
  • О некоторых способах выжить в природе.
  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему сугроб полосатый?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Путешествие водяной капельки
  • Русский богатырь: воплощение моей мечты.
  • Сказка – ложь, да в ней намёк...
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Русская берёзка
  • Что мы знаем о древесной коре?
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Про вершки и корешки
  • Ягодная азбука
  • Бабушкина аптека
  • Крапива. Что я знаю о ней?
  • Удивительное царство грибов.
  • Удивительная находка
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Любознательный зверёк — белка.
  • Мамонты — древние и могучие.
  • Мои питомцы
  • Что я знаю о дельфинах
  • Мои любимые пингвины
  • Чьи гнезда лучше?
  • Чудо из яйца
  • Это сказочное существо – лягушка.
  • Порхающие цветы
  • Почему бабочки не живут в городе?
  • Ах, эти бактерии!
  • Кто такие микробы?
  • Разноцветные моря
  • Что такое айсберги?
  • Семь чудес света
  • Как хорошо уметь считать!
  • Математика в жизни кошки.
  • Математические пословицы
  • Как быстро выучить таблицу умножения
  • Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
  • Страна доброй математики
  • Числовые великаны
  • Весёлые задачки для юных рыбаков.
  • Сказочные задачки
  • Музыкальные краски
  • История одного инструмента.
  • Шоколад – вред или польза.
  • Что такое витамины?
  • Календарь семейных профессий.
  • Математика ремонта

Активных знаний и радости от совместных проектов и творчества!

С любовью,

Людмила и Арсений Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...


Просмотров: 91