Непослушные звуки. Логопедические игры со звуками [ч] и [щ]

В одной из наших предыдущих статей мы с нашими детками  успешно научились произносить шипящие звуки «ш» и «ж» и даже разобрались, откуда происходят сложности в становлении этих звуков. А в данной статье мы продолжим играть и учиться произносить шипящие. На этот раз очередь за звуками «ч» и «щ».

Дело в том, что, зачастую, имея дефекты в произношении какого-то шипящего звука, ребенок и другие подобные звуки произносит неправильно. Если вы заметили данное явление у своего малыша, то нужно будет дополнительно позаниматься с ним, чтобы устранить все речевые недостатки. Напоминаем, что для произнесения шипящих, необходимо определенное положение и напряжение речевых органов: язык, выгнутый лопаточкой к небу, быстро опускается, и, в напряжении, образует щель, через которую толчками выходит теплый воздух.


При каких-то неправильностях работы речевых органов ребенка, наши занимательные логопедические игры и логопедические упражнения придут к вам на помощь:

Логопедические игры со звуками [ч] и [щ]

Логопедические игры позволяют детям расслабиться, играя и запомнить, а впоследствии и автоматизировать, правильное положение органов речи и соответственно корректное произнесение звуков.

Качалочка

Пр этом упражнении ребенку необходимо кончиком языка по-очередно касаться верхних и нижних зубов и мест за верхними зубами и за нижними зубами, при этом широко улыбаясь. Логопедическая игра «Качалочка» укрепит мышцы язычка и научит  управлять его кончиком.

Озорные ладошки

Взрослый читает разные слова, (список лучше приготовить заранее), а задача ребенка — хлопать в ладоши, когда он услышит звуки «ч» и «щ». Игра научит распознавать в словах шипящих «ч» и «щ» на слух.

Путешествие

Для этой игры понадобится картинка с изображением любимого героя и много предметных карточек, в названии которых есть звуки «ч» и «щ». 

Расскажите ребенку историю, что его любимый персонаж собирается в далекое путешествие. Вещи, в названии которых, есть звук «ч» он берет с собой. Поэтому нужно помочь герою уложить чемодан, поместив туда карточки со словами, в которых есть звук «ч».

А вот вещи со звуком «щ» нужно сложить в другую сумку, поскольку они отправятся к другу нашего персонажа на хранение. От ребенка требуется правильное произношение всех слов с нужными шипящими звуками.

Веселая машинка

Для этой игры нужна картинка с изображением гоночной машинки (или игрушечная гоночная машинка), гоночные трассы для нее.

Попробуем попыхтеть, как маленькая гоночная машинка: «чччччччччч». Взрослый показывает малышу правильное расположение органов речевого аппарата и предлагает ему воспроизвести нужный звук, контролируя верное выполнение упражнения.

Машинка сначала «заводится», а потом едет по трассе, все время произнося звук [ч] с разной скоростью.

Песенка щучки

Рассказываем ребенку захватывающую историю о том, как злой волшебник заколдовал щуку, и она теперь никак не может найти свое жилище, где ее ждут маленькие детки-щучки. Ребенку предлагается спеть щучью песенку, чтобы рыбка, в конце-концов, освободилась от чар и  смогла попасть к себе домой: «щщщщщщщ». При этом взрослый контролирует правильность процесса.

Игру можно сопроводить картинками или самостоятельными рисунками.

Детки-конфетки

Эту игру желательно проиллюстрировать карточками с изображениями семей животных. Объясните малышу, что у всех животных есть маленькие детки, и в их названии часто встречается звук «ч». Ребенку нужно помочь маме встретиться с ее детенышем: среди карточек найти взрослое животное и совместить с его малышом, при этом правильно произнося название: белка – бельчонок, волк – волчонок и т.д.

Говорящие животные

Поговорите с ребенком о животных, скажите, что все звери умеют разговаривать, только делают они это каждый по-своему. Малышу необходимо рассказать, как разговаривают животные, используя при этом звук «ч»:  тигр – «рычит», рыбка – «молчит», птичка – «чирикает» и т.д.

Занимательный лабиринт

Подготовьте для игры красиво оформленный звук «Ч» и звук «Щ», лабиринты-дорожки для них, в конце каждого лабиринта гласные звуки, которые потерялись.

Необходимо помочь звукам «Ч» и «Щ» встретиться с подружками-гласными. Когда встреча состоится, малышу следует произнести получившийся слог: «чи», «ча», «щи», «ща» и т.д. со всеми гласными.

закрепление произнесения шипящих, научение соединению звуков в слоги, но и происходит закладка навыков успешного чтения.

Прятки

Вооружитесь для игры резиновым мячиком. Объясните ребенку, что все глаголы меняют свою форму так, что при таком изменении в них появляются шипящие звуки «ч» и «щ». Взрослый бросает ребенку мяч и произносит глагол: например, «вертеть». Ребенок мяч ловит, а потом отправляет его обратно взрослому с уже измененной формой глагола от своего имени: «я верчу».

Игра развивает речь, внимание, память, и конечно же, правильное произношение звуков.


А в этом видео — полноценное занятие с упражнениями и играми на звук [ч].

Все предложенные нами логопедические игры являются взаимозаменяемыми – их можно использовать для работы с разными трудными звуками. Как видите, есть пространство для фантазии и полета мысли. Очень важно вооружиться терпением, проводить занятия каждый день в хорошем настроении. Очень приветствуется факт наличия поощрений и похвал для вашего малыша. Тогда и безусловный успех обеспечен!

Смотрите и другие статьи на тему развития речи и звуков:

Логопедические звуки на звук [р]

Логопедические игры. Звук [Л].

Как поставить шипящие и свистящие звуки

Сказка о язычке

Чистоговорки — учимся чисто говорить.

Скороговорки и их польза для развития детей

С уважением,

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 1 419