Сказка, которая научит читать. «Чтение и варенье»

Людмила Поцепун   01.09.2022

Как хорошо уметь читать! Но, как же сложно порой уговорить ребенка освоить этот навык. К счастью, в арсенале мам и педагогов существует помощница — сказкотерапия. И сегодня у нас в гостях такая сказка- волшебница!

В сказке некоторые детки могут увидеть себя и найти сказочное решение задачи. Приглашаю к чтению сказки, которая покажет малышам, что читать это классно и обязательно нужно научиться! Правда отличный подарок на 1 сентября?

Сказка «Чтение и варенье»

     Аня и Ваня родились в один день. Несмотря на внешнюю схожесть, двойняшки – брат и сестра, сильно отличались характерами. Аня росла старательной девочкой, усидчивой и аккуратной, но самой главной ее особенностью было чрезмерное любопытство. Ей было интересно буквально все: почему деревья без листиков зимой, почему нельзя летом кататься на санках, зачем нужно уметь читать, что такое школа? Эти и подобные вопросы Аня задавала родителям бесконечно.

Характер Вани многим отличался от сестры. С раннего возраста он был упрямым, неусидчивым и безразличным ко всему, что происходит вокруг.

— Подумаешь, листики на деревьях цвет поменяли, и что тут особенного? – повторял Ваня. – Вот кататься на качелях, ездить на велосипеде или заниматься спортивной гимнастикой куда интересней, чем наблюдать за листиками.

Родители пытались объяснить детям, что изменения в природе происходят не просто так. Наступает определенный период, когда после холодной зимы на деревьях и кустах появляются листики, природа оживает. Наступает весна. В это время тает снег, журчат ручейки. Следом за весной приходит лето, светит яркое солнышко, можно загорать на песочке и купаться в речке. На лугу можно собирать цветы, бегать босиком по зеленой травке и слушать пение птиц. А когда с деревьев падают листочки, значит, пришла осень.

— Однажды вы пойдете в школу. Новый учебный год начинается именно осенью. Это особый период! – повторяла мама.

Аня с восхищением слушала мамины рассказы, представляя, как она возьмет ранец, и вместе с другими девочками и мальчиками будет ходить в школу, где так много всего нового и интересного. Ваня равнодушно относился к ее размышлениям. Ему нравилось смотреть мультики, играть с роботами и солдатиками, он любил возить игрушечные машинки, наблюдать за двигающимся по кольцу паровозиком, кататься на велосипеде и выполнять гимнастические упражнения, чтобы развивать мускулатуру, быть гибким и сильным.

Дети вместе занимались спортивной гимнастикой, только Аня ходила в группу, где занимались девочки, а Ваня занимался в группе мальчиков. Играя своими игрушками, мальчик не понимал, почему его сестре так интересно возиться с куклами, бесконечно меняя им одежки, разговаривать с ними.

— Вот машинки – это другое дело! – говорил Ваня.

— Это же так увлекательно! – утверждала Аня.

Играть вместе у детей не всегда получалось. Ане нравилось одно, а Ване – совсем другое. Например, Аня могла часами сидеть и рисовать или разукрашивать картинки, а Ваня и 15 минут не мог усидеть на месте. Ане нравилось листать детские книжки с картинками, находя в них что-то интересное. Особенно ей нравились сказки. По картинкам она могла узнавать их названия. В 4 года Аня уже знала несколько букв и старательно их искала на страничках книжек.

Ваня книжками не очень увлекался, но ему нравилось, когда ему читают сказки. Одной из его особенностей характера было фантазировать. В отличие от сестры, он делал собственные умозаключения, рисуя в своих фантазиях самые необыкновенные образы. У него была удивительная способность наделять персонажей новыми умениями, превращая их в супергероев.

Слушая сказки, он закрывал глаза и представлял себе персонажей совсем не такими, какими они выглядели на картинках. Ваня представлял и называл их по-своему. Дюймовочку он называл Малявкой, превращая ее в своем воображении в мизерное создание, размером с комара. Эта малютка была не беспомощной девочкой с наперсток, а умевшей за себя постоять, как и маленький жужжащий комарик, который бывает таким надоедливым и кусачим. Белоснежка ему казалась болтливой толстушкой, умеющей не только петь, но и печь вкусные булочки, которые Ваня очень любил. А Снежная королева казалась ему куском льда, только одушевленным. Он видел себя вместо Кая возле этого ледяного существа и очень хотел его растопить на печке, чтобы Королева никому не могла навредить.

Больше всего Ване нравились сказки о богатырях и отважных рыцарях. Он мечтал быть на них похожим – быть смелым, ловким и сильным. А еще ему нравились истории и сказки, в которых персонажи путешествуют, встречая на своем пути разные приключения. Наибольшее его внимание в сказках привлекало волшебство.

— Вот бы мне иметь волшебную лампу! – мечтал Ваня.

— А я бы хотела иметь цветик-семицветик! – парировала Аня.

Слушая детей, мама только улыбалась. Ей не нравилось, что дети часто спорят, но она с удовольствием выслушивала доводы каждого, надеясь, что со временем они подружатся, будут вместе играть и всему учиться, помогая друг другу. Несмотря на то, что увлечения у детей были разные, они часто вместе гуляли во дворе, и если кто обижал Аню, Ваня тут же мчался на помощь, чтобы дать отпор обидчику. Мама очень любила своих детей и гордилась ими, подчеркивая достоинства дочери и сына.

* * *

Когда пришло время готовить детей к школе, родители много времени уделяли изучению букв и чтению. Ане очень легко давалась Азбука, она терпеливо сидела за столом, внимательно слушая маму или папу, и старалась выполнять все задания очень аккуратно. А вот Ваня никак не хотел учиться. Ему трудно было усидеть на месте. Мальчику хотелось куда-то мчаться, что-то мастерить, но никак ни писать какие-то непонятные закорючки, называемые буквами.

Однажды, занимаясь, Аня старательно выводила букву А в тетрадке, а Ваня вертелся, ёрзал на стуле, писал букву как попало.

— Смотри, это же так просто! – восклицала Аня. – Буковка похожа на шалашик.

— Вот еще, никакой это не шалашик, это лестница-стремянка! – противился брат.

Букву О дети освоили быстро. Ее было легко произносить и писать. Они сразу придумали несколько предметов, на которые она похожа.

Дальше мама показала детям, как написать букву Н и Я.

— Это Н, а это – Я! – произнесла мама. – А если эти буковки сложить, то можно написать имя – АНЯ. А если перед А поставить буковку В, то получится – ВАНЯ!

— Ура! – обрадовались дети, – мы теперь умеем писать свои имена!

Мама попросила написать эти имена несколько раз и дети принялись за работу.

Свое имя Ваня выводил очень тщательно, ему хотелось быстрее сестры научиться его писать, но как он ни старался, Аня всегда быстрее писала свое имя.

— Мама! – закричал Ваня, – почему у меня не получается?

— Все у тебя получается! – подбодрила сына мама, улыбнувшись. – Просто имя «Ваня» на одну букву больше, чем имя «Аня», сам посмотри!

— И, правда! – удивился Ваня. – Добавилась всего одна буква, а имя совсем другое.

Когда дети выучили все буквы, мама учила детей читать по слогам, терпеливо объясняя, как произносить звуки. Аня с удовольствием брала книжку и начинала читать, а вот Ване было трудно сосредоточиться. Начиная читать первый слог, он пытался догадаться, что это за слово. В результате, у него ничего не получалось, он допускал много ошибок, путал буквы и мама раз за разом просила его повторять весь алфавит. Так, постепенно, дети учились читать по слогам, называя не буквы, а произнося звуки.

— Это буква «Эм», но, читая нужно говорить «М», чтобы прочитать слово «мама», а эти буква «Ка», но при чтении нужно читать «К» и соединять ее с другой буквой, например, «О» и получится «КО». Так и с остальными буковками, – утверждала мама.

Однажды, занимаясь с детьми, мама предложила им поиграть в игру, чтобы закрепить навыки, написав слоги «КО» и «МА». Каждый из детей должен был придумать и записать слова, начинающиеся на «КО» и на «МА»

— МА-МА! – сразу вырвалось у Вани.

— Да, подтвердила мама, – но кроме него есть еще много других слов. Пока я приготовлю ужин, вы подумайте, какие эти слова.

Почесав затылок, Ваня задумался.

— МАРЯК! – воскликнул мальчик, увидев мишку в тельняшке.

— Неправильно! – сделала замечание мама, зачеркнув букву «А», а над ней написала букву «О». – Слово моряк пишется через «О». От слова – МОРЕ! Не торопись и хорошо подумай! Оглянись вокруг и ты сразу найдешь нужные слова.

После этого Ваня совсем приуныл. Оказывается, не так уж и просто найти нужные слова, тут нужна не только смекалка, тут нужны знания правописания и снова задумался над слогами. КО… КО… Просидев так несколько секунд, он так ничего и не смог придумать, а Аня оглядела комнату и сразу придумала первое слово – КОМНАТА. Затем она увидела куклу с косичками, и у нее тут же возникло второе слово – КОСА. Рассматривая игрушки, Аня «нашла» слова: КОЛЕСО, КОФТА, КОТ, КОЛЯСКА, КОНФЕТА и КОВЁР. Также легко Аня «нашла в комнате» слова на «МА»: МАШИНА, МАТРЁШКА, МАТРАС, МАКАКА, МАКАСИНЫ.

В это время Ваня заскучал. Ничего не придумав, он посмотрел в сторону окна. За окном лил дождь, барабаня по стеклам. Ване совсем стало грустно. Облокотившись на стол, он вдруг задремал под звуки дождя. И приснился ему дивный сон, будто он находится в дремучем лесу, а вокруг ни души. Осмотрелся Ваня, увидел тропинку и решил по ней идти, не зная, куда она его приведет.

Идет по лесу, по сторонам смотрит, все примечает, чтобы не заблудиться. Ваня сразу понял, что оказался в сказочном лесу, похожем на тот, что он рисовал себе в своем воображении.

— Ну, дела! Как же я здесь оказался и как отсюда выбраться? – думает Ваня.

А тут навстречу ему старушка идет и полную корзину с разными ягодами тащит. Устала, бедная, едва на ногах держится. Увидела Ваню и остановилась.

— Здравствуйте, бабушка! – вежливо поприветствовал старушку Ваня.

— И ты – будь здоров, добрый молодец! – отвечает бабушка.

— Куда это Вы такую тяжелую корзину тащите и зачем Вам столько ягод? – не удержался Ваня от любопытства.

— Ну, как же! У меня 7 внуков и 5 внучек! И все они любят варенье. Вот я и собираю ягоды, чтобы сварить вкусное угощение для внуков! – ответила мальчику старушка.

— Бабушка, давайте я Вам помогу донести корзину домой, только Вы мне дорогу покажите!

— Что ты, корзина тяжелая, хватит ли у тебя сил донести? – засомневалась бабушка.

— Донесу! Я – вон какой сильный! Я спортом занимаюсь! – с гордостью произнес Ваня.

— Ну, тогда бери, коли сильный! – ответила старушка и указала путь, где находится ее дом, ковыляя следом за Ваней, опираясь на палочку.

Взяв наполненную ягодами корзину, Ваня пошел по тропинке к дому старушки. Шли молча. Долго ли, коротко ли, но оказались возле небольшого лесного домика.

— Вот мы и пришли! Спасибо тебе большое за помощь, добрый мальчик! А не поможешь ли ты мне еще немножко? – спросила Ваню старушка, а я тебе помогу домой попасть!

— Помогу! А что надо делать? – спросил Ваня.

— Чтобы угодить всем внукам, мне нужно сварить столько варенья, чтобы каждому из них досталось любимое. Поможешь посчитать, сколько всего банок варенья мне надо заготовить, и сколько банок каждого варенья мне надо сварить? Считать-то ты умеешь? – спросила бабушка.

— Умею! Меня мама научила складывать числа! – ответил мальчик и спросил, какое варенье любят ее внуки.

— Малиновое варенье любят все внуки. Варенье из клубники любят 3 внучки и 2 внука. Ежевичное варенье обожают все внучки и предпочитают 3 внука. Земляничное варенье нравится одному внуку и 4 внучкам.

В процессе разговора, они вместе сортировали ягоды, раскладывая их по разным мискам. В одной миске оказалась малина, во второй – клубника, в третьей – ежевика, а в четвертой – земляника.

Сортируя ягоды, Ваня задумался, сколько это всего внуков у бабушки? Вспомнив, как мама учила его складывать числа, мальчик начал в уме считать. Попросив ручку и листик бумаги, он написал: 7+5=12.

— Ага! У бабушки всего 12 внуков. Если все они любят малиновое варенье, то ей надо заготовить 12 банок! – рассуждал про себя Ваня, вспоминая, кто из бабушкиных внуков любит какое варенье. Клубничное варенье любят 3 внучки и 2 внука, значит надо заготовить 5 банок. Ваня и сам любил варенье, но какое его самое любимое, он не мог назвать, ему нравилось все сладкое. В отличие от него, ежевичное варенье обожают все бабушкины внучки и только 3 внука. 5+3=8 банок – записал следующее действие Ваня. А земляничного варенья понадобится 5 банок, его любят 4 внучки и 1 внук. Взглянув на свои записи, мальчик продолжил расчеты.

— Выходит, что нужно заготовить 12 банок малинового варенья, 8 банок ежевичного, по 5 банок клубничного и земляничного варенья. 12+8=20, а 5+5=10. Если сложить 20+10=30. Получается, что всего нужно заготовить 30 банок варенья! – дал свой ответ Ваня.

— Молодец! Все правильно ты посчитал! А теперь на банки надо наклеить соответствующие таблички! Справишься? Читать-то ты умеешь? – спросила бабушка и выложила на столе перед Ваней целую кучу небольших листочков с разными надписями. Из этой кучи нужно было выбрать нужные, чтобы наклеить на банки с соответствующим вареньем.

— Я справлюсь! – уверенно воскликнул Ваня, ведь мама его учила читать!

Пока бабушка варила варенье, Ваня начал перебирать листик за листиком, вспоминая выученные буквы.

— МА-РИ-НО-ВАН-НЫЕ ГРИ-БЫ – прочитал первую надпись Ваня и отложил листочек в сторону.

— МА-ЛИ-НО-ВО-Е ВА-РЕНЬ-Е – прочитал следующую надпись Ваня и положил этот листик рядом с заготовленными под малиновое варенье банками.

— СА-ЛАТ – прочитал Ваня и сразу понял, что это не то, что ему нужно, пересматривая дальше листочки.

— ВА-РЕНЬ-Е ИЗ КЛУБ-НИ-КИ – нашел надпись Ваня, и тут ему в голову пришла одна мысль! Он начал выбирать листочки со словом «варенье», а остальные отложил в сторону. Оставалось лишь рассортировать выбранные надписи. Все листочки он посчитал, их получилось 29, одна надпись уже была приклеена к банке с малиновым вареньем. Осталось найти 11 таких же надписей, 5 листиков с надписью «земляничное варенье», 8 – с надписью «ежевичное варенье» и еще добавить 4 к найденной одной записи «варенье из клубники».

— Вот, готово! – радостно воскликнул Ваня.

— Какой ты молодец! Как быстро ты сообразил, какие именно надписи нужны! А как хорошо ты считаешь и читаешь! Но, самое главное, мне понравилось, что ты быстро принимаешь решения и готов справиться с любой трудностью! – похвалила Ваню старушка.

Не успел Ваня опомниться, как оказался дома, за столом. Мама звала к ужину, Аня уже бежала мыть руки. А Ваня взглянул на чистые листы и сразу придумал и записал несколько слов, начинающихся на «МА»: МАГИЯ, МАЛИНА, МАТЕМАТИКА, МАШИНА, МАРКА, МАНГО, МАСТЕР, МАКЕТ, МАРЛЯ, а затем и на «КО»: КОВБОЙ, КОРОБОК, КОТЕЛОК, КОВШ, КОД, КОМАНДА, КОЛБАСА, КОСМОС, КОЛЕНО, КОРОВА, КОЛОБОК, КОКОС, КОРОВА, КОЗА.

Ваня мог бы еще написать множество слов, но мама напомнила, что его все ждут за столом. Мальчик послушно встал и пошел мыть руки. После ужина, увидев придуманные детьми слова, мама с папой удивились, что Ване удалось придумать столько слов, тем более после того, как Аня сказала, что Ваня просто уснул за столом, не написав ни единого слова.

Тогда Ваня рассказал свой сон, как он очутился в сказочном лесу, как встретил бабушку с корзиной и как помог ей.

— Все было, как по-настоящему! – возбужденно говорил Ваня, не обращая внимания на слова сестры.

— Все это ты специально придумал! – не верила ему Аня.

— А вот и нет! – защищался Ваня.

Улыбнувшись, мама сказала детям, что Ваня побывал в настоящей сказке, благодаря своему умению фантазировать. Приснившаяся ему бабушка – это тот образ, который помог ему сосредоточиться на пройденном материале.

— Все, что мы выучили, у тебя, Ваня, отобразилось в этом сне. Это небольшое путешествие по сказочному лесу показало, на что ты способен. Теперь ты умеешь читать, писать и считать! – пояснила мама.

— А чтобы совершенствовать свои знания, узнавать что-то новое, путешествовать вместе с персонажами книжек, развивать свою фантазию, творческое мышление, тренировать память, внимание, правильно формировать свою речь и развивать умственные способности, нужно читать книги. В них можно найти ответы на разные вопросы. Книга поможет стать самостоятельным, смелым, уверенным в себе. Она научит, как находить друзей, как сохранить дружбу, как решать задачи и чем себя занять, когда скучно! – заключил папа.

— Вот это да! – в один голос произнесли Аня и Ваня и побежали выбирать себе книжки, которые они бы хотели прочесть на ночь.

С тех пор, самым любимым занятием брата и сестры стало чтение. Дети читали разные книжки, обсуждали, что они узнали нового, что им нравилось в героях, как бы они поступили на их месте.

Когда пришло время идти в школу, Аня и Ваня не испытывали никаких трудностей. Они знали, что все могут преодолеть, благодаря старанию и учебникам. Решая задачи, изучая новые предметы, дети представляли себя путешественниками, которые путешествуют и встречаются с разными персонажами. Нестандартное мышление, стремление к получению знаний помогало детям добиваться отличной успеваемости, но главное, они понимали, насколько ценна роль книг в получении этих знаний!


Вот такая волшебная сказка про то, как полюбить читать получилась у моей читательницы Валентины. Приглашаю почитать и другие мои авторские сказки в рубрике «Сказочное королевство».

А про буквы будут интересны эти статьи и сказки:

Мое любимое произведение «Буквоград», или как выучить буквы в сказке.

Стихи про буквы алфавита

Загадки про буквы

История появления алфавита

        С любовью,

Валентина и «Цветы жизни».


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 72