Продолжает свое течение время, а у нас новые участники в игровой номинации конкурса «Жители и игры в городе Буквоград». Замечательная мама Дарья Родионова расскажет, как вместе с сыном они строили город Буквоград и играли с буквами.
Как мы строили Буквоград
Мы только что закончили читать серию книг про Изумрудный город, поэтому наш Буквоград стал немного волшебным . Положив перед сыном лист ватмана, я предложила ему представить себе, что он попал в какую-то неведомую страну и там решил основать город (как Гудвин). Мы поговорили о том, что хорошо бы, чтобы город стоял у воды: у реки или моря. Поговорили о горах и пещерах. О том, какие деревья растут близ нашего города…
Деревья «Сажали» на ПВА из высушенных листиков.
Володе, конечно, вспомнилась Великая пустыня и цепь одиноких гор, но мы договорились, что на нашем ватмане они размещены не будут: горы были выстроены вокруг из пледов :).
Вдруг перед нами появилась… буква А. Мы удивились ее появлению, спросили , кто она такая. Она сказала, что она здесь главная и вот, как она важно шагает (пошагали по бумаге ногами буквы А). Володя сказал, что тоже так умеет (пошагал широко расставив ноги, как буква А), а еще сказал, что собирается строить здесь город и если А хочет, он может ее назначить Главным Архитектором. Потом появилась И и тоже заявила, что она главная – Володя назначил ее главным Инженером (поговорили об этих профессиях). Решено было построить для них домики. Володя распорядился: выделил каждой букве участок для постройки дома.
Решили, что им удобно жить рядом, ведь им придется работать вместе и проводить много СоВещаний (поговорили об этом слове) и так они стали СоСедями (и еще СоТрудниками Володи)!
1) Постройка домиков (для всех других букв мы выполняли то же самое, но кирпичиков для выбора было уже больше, тк буквы появлялись группами, больше чем по 2)
По волшебству появились кирпичики. (для Волшебных Кирпичиков я использовала настольную игр «Азбука. Веселые уроки» от ООО «Дрофа-Медиа»). Каждая буква состоит из 4 частей, на каждой части – изображения предметов (или части предмета) на собираемую букву.
- подбираем кусочки
— называем все изображения с «кирпичиков» на Букву
-записываем (я пишу, Володя следит)… Когда мы записывали слова, я еще не знала, куда мы их применим и делала это только для того, чтобы Володя отслеживал написание.
Игры с буквами в городе Буквоград
А потооооом – мы играли с этими словами:
2) Слоги. мы раскладывали (отхлопывали) их на слоги, на кучки, сравнивали у какой буквы в домике больше самых длинных слов, у кого – самых коротких… т.е. упражнялись в счете и в сравнении…
3) Придумывали историю, задействовав все слова на данную букву, найденные на Волшебных Кирпичиках! (сочиняя сказку, вытягивали листочки с этими словами, ЧИТАЛИ слово и вплетали в наши странные истории. Не привожу их здесь, т.к. их литературно-художественная ценность ну под очень большим сомнением!)
4) Каждая буква украсила дорогу перед своим домиком: выкрасила мостовую в свои любимые ЦВЕТА. (я распечатала для Володи раскладку цветов с названиями, разрезала на полосочки. Из всех предложенных Володе необходимо было выбрать все цвета на нужную Букву. Потом несколько из них, на свой вкус, Володя, от имени буквы, выбирал, надеюсь, запоминал их названия и наклеивал перед домиками.
5) Проспект Гласных
Первыми у нас появились 10 гласных букв. Все они селились рядом с Главными Архитектором и Инженером и тоже хотели стать главными. И они очень гордились тем, что жили с Главными на одной улице, которую даже стали называть Проспект Главных. Но когда все хотят быть главными – это не очень удобно. Володя с Главными рассуждал, что еще необходимо городу (Вовка сказал, что нам нужно построить Школу, Магазин, Детскую площадку и Работу). И вот остальные буквы тоже начали выкрикивать разные пожелания (каждая на свою букву, разумеется) и так расшумелись, что Володя заметил, что у этих букв такииие громкие голоса! Такое многоголосье… А раньше говорили еще не «голос», а «глас» -и мы решили, что все эти буквы будут не Главными, а Гласными и проспект переименовали в Проспект Гласных!
6) Нумерация домов
Мы вспомнили свой адрес и решили пронумеровать дома. Дома у нас расположены с обеих сторон проспекта, но Володю это не смутило и он пронумеровал их по часовой стрелке.
А еще оказалось, что с написанием цифр у нас полнейший завал:
Мы обратили внимание (гуляя) на то, что дома на улицах пронумерованы «с ошибками», разобрались с нумерацией и решили пронумеровать дома на нашем Проспекте Гласных. Дом1 – А,дом 10 – Я. Мы прошли наш Проспект « от А до Я» , то есть целиком, от начала до конца, обсудили выражения «от и до», «от корки до корки».
6) Улица согласных
Однажды в нашем города появился строй букв. Они шли парами, взявшись за руки. Промаршировав по Проспекту Гласных прямо к Володиному дворцу, они попросили разрешить им поселиться в нашем городе и сказали, что согласны на любую работу! Одни из них говорили очень звонкими голосами, а другие почему-то шепотом.
«А» спросила: Значит, вы на все согласные?
— Да, да, согласные! (звонко проговорили за одних и шепотом за других)
Решили выделить для них целую улицу, которую так и назвали Улицей Согласных. Архитектор быстро наметил план улицы и застройки (обвели контуры домов на прорисованной улице), начал выдавать разрешения на строительство, громко выкрикивая номера отведенных участков (даю Володе - он читает за Архитектора -только нечетные номера), и ему звонко откликались на все согласные буквы (откликаюсь за буквы я). А когда Архитектор стал объявлять четные номера, оставшиеся буквы так тихо разговаривали, что Архитектору показалось, что он оглох. А буква В заметила: «Да нет, это не вы глухие, ОНИ глухие – мы их так и называем. Слышишь, как глухо они звучат… … …, не то, что мы, звонкие:… … … — вот ты и не слышишь. Ну ничего, мы привыкли парами держаться. Сейчас сами разберемся!» Володя помог буквам разобраться парами.
А потом мы развлекались тем, что читали слова
Дочка-Точка, потом добавили У (удочка-уточка)
Бочка-Почка
Плод-Плот
Род-рот
Коза-коса
Жест-шест
Горка-корка и т.д.
7) У меня в планах было еще выделить Переулок шипящих…
8) А еще игры в ПОЧТУ с маршрутными листами и машинкой (чтобы узнать адресат необходимо было прочитать название улицы, а для номера дома — решить пример или задачку: « Проспект гласных, 6-2». Получатели должны были отмечаться в Маршрутном листе. И «на выходе» получается слово (например, ФИКУС» — значит, под Фикусом надо искать подарочек Володе-почтальону)… Но Володе надоел этот лист ватмана и игры перешли к холодильнику (там у нас буквы на магнитах)
9) Там мы очень много (и до сих пор) играем в День Подарков. Этот праздник придумали Гласные буквы. А согласные так обрадовались подаркам, что в ответ тоже сделали подарки гласным!
Первоначально я использовала карточки, из которых Володя подбирал подходящие. Например, выбираем, что буква А решила подарить букве Р: Арбуз, Арлекин… а буква Р ей в ответ послала Рак, Ракушка
Потом стали играть без карточек, но слова не просто придумываем, но составляем из букв на холодильнике. Если есть настрой – усложняю игру: подарки и отдарки должны быть с одинаковым количеством слогов (Володя часто ошибается, когда слово заканчивается на согласную: выделяет ее в отдельный слог – не знаю уже, как объяснять… ))))
10) Ну и просто игры с буквами:
-подвижная: нарисовала паровоз, ищем букву (например, А)... Говорю слова, где А встречается в начале-середине-конце слова, а Володя перепрыгивает в первый вагон, в последний, или в серединку. Случайно сказала АстрА – Вовка сначала растерялся, но потом прыгнул одной ногой в первый вагон, второй – в последний!
— Хлопаем на букву А , топаем на букву О, прыгаем на букву Р ( не знаю, почему это рождает такой восторг!)
10) К нам приезжали Заморские гости! ПРОПИСНЫЕ буквы! Прописные и печатные разбились на тройки (печатная – прописная большая – прописная маленькая). А потом мы с Володей пытались выкладывать прописные буквы шнурочком. Это оказалось очень сложно!
11) забыла совсем. Еще буквы приносили с собой свои паспорта. Мы выкладывали и читали слова и учили стишки на обороте…
Это книга-игра «Веселые буквы и слова» дождалась своего часа! (РООССА)
12) Ой! Забыла еще написать про старую игру, которую все мы знаем и забываем в нее поиграть!!! Хочу всем напомнить, т.к. это очень весело! Про игру, в которую играли 3 ребенка (3,5) с родителями и хохотали от души! Играли Вова, Тема и Лиза, поэтому начали с букв В,Т и Л...
Каждый писал ответом на вопрос слова на свою букву, после каждого слова бумажка передавалась по кругу.
Вопросы типа
— кто?
— какой?
— что делал?
И т.д.
\шаблон-болванку я заранее придумала/
Получились очень забавные опусы!!! А дети развивали словарный запас!
___________
Дарья, сколько игр с буквами у вас родилось! Очень близка мне идея с Почтой. Мы как раз сейчас играем в почтальонов. Создание сказочных проспектов и улиц — просто гениальная идея! Здорово вы поиграли! За таким весельем Володя и сам не заменит, как выучит и буквы и звуки...
Дорогие читатели, а в какие игры с буквами играете или играли вы с детками? Поделитесь в комментариях.
С уважением,
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
Дарья, какие у Вас волшебно-интересные игры — я бы тоже в них с удовольствием поиграла
Удачи Вам в конкурсе!
Зачиталась я прямо вашими занятия-играми-строительством-сказкой!!! И осталась в полном восторге! Настолько мне ваша идея понравилась, что ни в сказке сказать ни пером описать. Буду однозначно использовать ваш опыт. Спасибо!
Спасибо! А еще... знаете, это все работает! Все не зря! Володя сам написал письмо ДедуМорозу (да, с ошибками и всего то из 5 слов, но сам! А я думала, будет обычное: «нет, я не могу! Пиши ты!» Очень рада!:)))
Вот такие результаты — лучшая награда для мамы!
Молодцы. Интересные игры.
Очень увлекательная игра с буквами у вас получилась, Дарья. Нам понравилось. Спасибо!
Вот это да! Вот это путешествие! Очень понравилось! Возьму себе на заметку.
Очень яркое участие в конкурсе! Желаю Вам удачи!
Прекрасные игры с буквами. столько разнообразия! Супер!
Проспект гласных, улица согласных — это просто шедевр! Столько новых идей для себя почерпнула. Спасибо.
Дарья, какая Вы умничка!
Очень понравилась ваша игра! Многое для себя взяла!
Спасибо.