Как научить ребенка писать

Людмила Поцепун   17.09.2017

Совсем недавно мы говорили с вами о такой непростой, но важной теме, как подготовка детской руки к письму. Говорили о важности развития мелкой моторики, о детских поделках, предложили конкретные упражнения на развитие необходимых навыков. Обо всем этом в статье «Подготовка к школе. Постановка руки». Сегодня, предлагаю продолжить поднятую тему и поговорить о том, как научить ребенка писать.

Как научить ребенка писать

Обучение малыша письму – это очень важный процесс, требующий терпения и известной доли упорства и от родителей и от самих детей. Принято делить данный процесс на три этапа:

  • подготовка. Как мы уже рассказывали в одной из наших статей, перед тем, как начать обучение письму, следует поставить руку малышу и укрепить ему мелкую моторику;
  • написание печатных букв;
  • написание прописных букв.

letters

Правила успешного освоения письма

В процессе научения письму на каждом из этапов, следует соблюдать некоторые простые, но важные правила:

  • занимаемся обязательно каждый день (регулярность важна в каждом деле);
  • занимаемся в первой половине дня;
  • занимаемся только в хорошем настроении;
  • необходимо, чтобы занятие длилось не более 15 минут;
  • делаем так, чтобы малышу было интересно;
  • начинаем обучение при помощи простого карандаша, а не ручки (для занятий нужен трехгранный карандаш, который помогает выработать правильный захват пишущего инструмента, можно приобрести резиновую насадку, созданную специально для того, чтобы пальчики ребенка не скользили, а удерживались в одном положении);
  • приучаем сразу держать карандаш правильно: переучивать потом будет очень сложно. Показываем ребенку, что инструмент для письма ложится на средний палец, а конкретно на его верхнюю фалангу. Удерживают карандаш в одном положении большой палец и указательный;
  • рассказываем ребенку, что сидеть за столом следует с прямой спиной, немного наклоняя голову вперед. Спина опирается на спинку стула (для того, чтобы избежать излишнего напряжения задних мышц шеи и спины). Туловище, плечи и голову не следует отклонять ни вправо, ни влево, чтобы не получить боковых искривлений позвоночника. Ноги лучше ставить на небольшую подножку;
  • тетрадь кладем под углом 30–40° по отношению к краю парты или стола (это если у ребенка формируется почерк с наклоном; на первых порах, пока малыш пишет прямо, тетрадь не наклоняем);

kak-pravilno-sidet-za-partoj

  • после того, как малыш выучит алфавит, ближе к 5 годам, можно предложить ему учиться их писать в печатной форме, начиная с самых простых букв: «Л», «Н», «О»;
  • прежде чем писать букву, покажите ее ребенку на картинке. Для малыша важно ее очень четко представлять, так же как и границы этой буквы (где она начинается и где заканчивается). Можно поговорить о том, что или кого напоминает ребенку эта буква. Хорошо будет поводить пальцем по картинке с буквой в той последовательности, как ее нужно писать.
  • сначала, перед написанием букв целиком, необходимо, чтобы малыш научился писать изображать простые линии, полукруг, обводить палочки, кружочки, крючочки и небольшие элементы букв по точечкам в крупных прописях. После этого предлагаем ребенку пробовать выводить их самостоятельно по образцу;
  • набираемся терпения: нельзя ругать или торопить кроху в деле научения письму. Работайте спокойно в собственном ритме.

Зачастую бывает так, что малышу тяжело научиться обводить в прописях по причине того, что элементы в них очень мелкие. В этом случае лучше взять крупные прописи, либо создать их самостоятельно на альбомном листе бумаги, не ограничивая ребенка в размерах элементов, которые он выводит. В помощь родителям также существуют следующие виды прописей:

  1. там, где рисуют по клеточкам;
  2. для самых маленьких;
  3. для детишек в возрасте 4-5 лет;
  4. для левшей.

kids-1093758_960_720_500x333

У ребенка не получается писать. Почему?

Если у вас не получается научить ребенка писать, то, подумайте, возможно, существуют препятствующие этому факторы:

  1. Незрелость физиологических процессов малыша – простая «неготовность» к процессу письма;
  2. Плохое состояние здоровья ребенка;
  3. Слишком длительные занятия;
  4. Нетерпеливость родителей;
  5. Раздражение на ребенка за то, что не получается;
  6. Слишком серьезный подход к обучению, отсутствие заинтересованности и элемента игры;
  7. Нерегулярность занятий;
  8. Непонимание ребенком следующих очень важных вещей:
  • где в тетради «верх и низ»;
  • где в тетради «право и лево»;
  • что такое верхняя и нижняя строчка;
  • что такое наклонная строка.

Одним из важнейших методов подготовки ребенка к письму и умению ориентироваться на листе бумаге является графический диктант по клеточкам. Такой диктант не только предполагает движение вверх-вниз, вправо и влево, но также вырабатывает и закрепляет привычку слышать и слушать учителя, что является очень важным в современной школе.

graficheskij-diktant-po-kletochkam-dlja-1-klassa-1

Ориентацию в пространстве также можно потренировать следующим образом:

  • попросить ребенка показывать по очереди левую руку, правую руку, левый глаз, правое ухо, левую или правую щеку и т.д.;
  • попросить ребенка принести игрушки из разных мест помещения (или отнести их в определенное место): справа от кресла, слева от стола и т.д.;
  • попросить ребенка разместить наклейку или раскрасить что-то: внизу тетради, вверху слева и т.д.

Когда ребенок усвоит, что такое прямые линии (горизонтальные и вертикальные) и научится их изображать (обязательно карандашом), подключаем наклоны и полукруг. Потом можно вводить буквы из простых линий: Т, Г, Н. Зная алфавит, малыш довольно быстро освоит правила начертания печатных букв. Во время коротких занятий каждый раз ребенку нужно предоставлять для изучения только одну букву. Лучше придумать про нее захватывающую историю, которая легко запомнится.

После изучения печатных букв можно переходить на элементы прописных в специальных больших прописях по пунктирным линиям. Тренировать руку малыша не стоит более 10-15 минут в день и писать также нужно карандашом.

Новогоднее видеопоздравление

Почему важно пользоваться именно карандашом?

Письмо карандашом заставляет ребенка мыслить и не перенапрягает его мышечный аппарат, в отличие от шариковой ручки, которая, как утверждают ученые, отрицательно влияет на детскую нервную систему, нарушает работу сердечно-сосудистой системы, ухудшает зрение. Медики давно поняли, что ручка опасна для детского здоровья. Ведь раньше писали перьями, а во многих школах Европы первые 2 класса до сего времени школьники пишут только карандашом.

kid-2605810_960_720_500x333

Письмо карандашом и перьями приносит детям невероятную пользу. Японские ученые выяснили, что ежедневные занятия каллиграфией очень полезны и благотворно влияют на функциональную деятельность мозга (специальная программа по этой теме финансировалась 10 лет!). При помощи таких уроков можно вырастить специалистов будущего, которые будут способны успешно действовать абсолютно во всех сферах науки и общественной жизни. В результате, в японских школах были введены уроки каллиграфии с 1 по 11 класс. И даже крупные компании ежедневно приглашают учителей каллиграфии своим сотрудникам для тренировки их мозга. Считается, что уроки каллиграфии:

  • благотворно влияют на здоровье человека;
  • развивают творческий потенциал;
  • развивают воображение;
  • развивают внимательность;
  • развивают наблюдательность;
  • повышают способность к концентрации;
  • развивают способность к логическому мышлению;
  • развивают способности к математике и искусству;
  • тренируют мышцы рук;
  • уменьшают мускульное напряжение;
  • тренируют нервы;
  • тренируют память;
  • восстанавливают правильное дыхание;
  • развивают симметричное восприятие линий, образов;
  • развивают способность ориентации в пространстве;
  • развивают правильное восприятие ритма, темпа;
  • способствуют расслаблению и эмоциональному спокойствию;
  • устраняют синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисциплинируют;
  • увеличивают продолжительность жизни (китайские каллиграфы живут, в среднем, 90 – 110 лет).

Как правильно выбрать ручку для дошкольника или первоклассника

В дальнейшем, когда ваши детки перейдут на письмо ручкой, ее тоже нужно будет правильно выбрать. Итак:

  • рекомендуемая длина пишущего прибора – 15 см;
  • нельзя использовать ребристые ручки, короткие или слишком длинные;
  • рекомендуется использовать округлую ручку с «пупырчатой» резинкой в том месте, где ребенок будет ее держать;
  • стержню в пишущем приборе следует быть мягким, чтобы избежать сильного надавливания, что приводит к перенапряжению мышц ребенка.

f70c38afa11c

Успехов вам в деле освоения письма!

Еще статьи по теме:

Постановка руки к письму

Как научить ребенка писать сочинения

Как научить ребенка считать

Эти и другие полезные темы в рубрике «Подготовка к школе»

С любовью,

Людмила Поцепун и Марина Таланина.

Загрузка...


Просмотров: 253

Комментарии 8 комментариев

  • Нужно изначально учить ребенка правильно держать карандашик или мелок. Все закладывается с самого самого.

  • Хотя дети давно закончили не только школу, но прошли подготовку посущественней — однако информацию о том как научить ребёнка письму для меня была интересной. было приятно вспомнить то время, когда мы тоже мучительно осваивали эту науку.

    • Да, время бежит, конечно... А воспоминания остаются... хотелось бы чтобы они были приятными!

  • Такое впечатление, что сейчас мало времени в школах уделяют каллиграфии. Требуют от родителей, чтобы дети в школу приходили подготовленными — умели читать и писать. А у родителей не хватает знаний, как научить ребёнка этому. Хорошая статья. хотелось бы, чтобы родители ознакомились с ней и взяли на заметку.

    • Это действительно так и есть. Бабушки и дедушки наших детей и вовсе удивляются, сколько всего сегодня должен уметь первоклассник.

  • Ой, в свое время пришлось потрудиться над прописями...Спасибо, Людмила.

    • Прописи, это, пожалуй, полноценная отдельная страница в обучении детей...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *