Как научить ребенка считать

Дорогие друзья, сегодня у нас снова статья в рубрике «Подготовка к школе». На этот раз мы поговорим с вами, как научить ребенка считать с самого раннего возраста. Ведь это одна из самых любимых тем малыша. Это так интересно считать все вокруг! А если того, что под рукой мало, то можно запастись еще и другими материалами. В деле научения счету могут помочь:

  • счетные палочки
  • карточки с цифрами
  • карточки с точками (карточки Домана)
  • геометрические фигуры
  • игрушечные овощи-фрукты, машинки, куклы, кукольная одежда, кубики, лего, посудка...
  • всё, что можно посчитать, прибавить и отнять...

Как научить ребенка считать

Сейчас повсеместно идут споры между родителями о пользе и вреде раннего развития детей. Кто-то утверждает, что «самостоятельно растут только сорняки», что ребенка надо регулярно обучать с самого раннего детства, иначе нейроны, связывающие мозговые структуры крохи, с возрастом исчезнут, так и не успев поработать на благо их обладателя (те самые 90 % мозга, которые, как утверждают ученые, не используются человеком).

Безусловно, если малыш полностью здоров и счастлив, то исключительно в игровой форме его можно научить многому. Правое полушарие, которое быстро воспринимает услышанное и увиденное в виде образов, отложит полученную информацию и сможет ее применить, когда возникнет такая необходимость.

Поэтому, как только малышу исполнится 2 года, и у него проснется активный познавательный интерес, можно приступать к исполнению намеченного плана по внедрению в мозг своего чада базовых знаний, необходимых в дальнейшем всем детям без исключения.

pay-2446667_1920

Научение счету дошкольников можно разделить на несколько этапов:

  • научение счету до 5;
  • научение счету до 10;
  • научение счету до 20;
  • научение счету до 100.

Счет до 5 и до 10

Научение счету до 5 может и должно происходить просто в быту, ведь мама в этот период постоянно находится рядом с ребенком и общается с ним. Так, почему бы не пообщаться на полезные темы? Даже пара ручек и ножек малыша может послужить отличным материалом для обучения. Дело в том, что в раннем возрасте количество не ассоциируется у ребенка с цифрами. Поэтому сначала нужно рассказать малышу, что у него 2 ножки и 2 ручки, и посчитать их: «Вот одна ручка, а вот вторая ручка, а всего их у Максимки две». Хорошо начать считать все предметы, которые встречаются вам в окружающей среде, а также части тела членов семьи: уши, глаза, щеки, брови и т.д. Итак, мы считаем первоначально одинаковые предметы:

  • ботиночки при одевании на прогулку. Можно также играть, занимаясь поиском ботиночек: Максимка, где же второй ботинок? Их же 2 у тебя! Давай найдем твой второй ботиночек! Ура! Мы нашли! Ботинок теперь 2!»;
  • игрушечных уточек, плавающих в ванной;
  • полосочки, колечки, шарики на детском матрасе;
  • колечки у детской пирамидки;

829556003_6

  • посуду — чашки, вилки, ложки, тарелки, ножи – когда выкладываем их на обеденный стол перед трапезой. Через какое-то время нужно попросить малыша самостоятельно вытащить из ящика 5 ложечек и положить их на стол;
  • людей, которые будут обедать или ужинать, с обсуждением количества посуды, которая им потребуется;
  • пальчики – объяснить малышу, что их по пять на каждой руке;
  • ступеньки, когда возвращаемся домой с прогулки;
  • шаги на прогулке;
  • пуговицы на одежде;
  • различные предметы на картинках книг;
  • перекладины на детской лестнице во дворе;
  • косточки на счетах – нужно купить домой, а также пересчитывать их на игровой площадке (сейчас большие игровые счеты появились во многих дворах). Детям очень нравится перегонять туда-сюда эти разноцветные колечки.

Таким образом, можно пересчитывать любые однородные предметы, а потом перейти к разнородным, т.е. неодинаковым.

Знакомство с изображением чисел

Когда малыш как следует освоит счет до 5, можно показывать ему изображения цифр. Лучше изготовить или купить в магазине карточки с большими красочными цифрами. Желательно, чтобы их размер был не менее половины листа А4 (это обычный альбомный лист). Расскажите ребенку о том, что каждая цифра имеет свое собственное   имя. Рядом с цифрой положите карточку с изображением соответствующего ей количества предметов. Так, с помощью зрительных образов малыш быстро запомнит, какому количеству предметов соответствует та или иная цифра.

0001

Что еще можно сделать для лучшего запоминания:

  • вылепить цифру из пластилина;
  • купить магнитные цифры и повесить их на холодильник, регулярно играя c ними;
  • нарисовать цифру на большом листе бумаги, все время поясняя ребенку, что делаете, и повесить на видное место;
  • завести отрывной календарь, рассказывая малышу каждый день, что сегодня такое-то число, и что вы собираетесь сегодня делать;
  • использовать часы: настоящие настенные или игрушечные. Каждый час нужно показывать своему чаду циферблат и проговаривать, сколько время;
  • используем игру в детский магазин, где нужно считать игрушечные деньги;
  • играем в игры-ходилки с игрушечным кубиком, на котором нужно считать точки;
  • играем в детское домино с изображением цифр и предметов, которые нужно считать;
  • быть всегда в хорошем настроении и почаще хвалить малыша за успехи.

Одновременно показывайте ребенку, как пишутся цифры, изучая в день не более одной.  Далее следует тот же самый алгоритм с обучением счету до 10. Как правило, дети очень просто осваивают счет до этой цифры. Затем можно заняться счетом до 20. Как лучше объяснить ребенку схему такого счета?

Счет до 20

  • сказать, что каждое следующее число состоит из двух цифр;
  • первая цифра – это десятки, а вторая – единицы, которые идут по порядку от 1 до 9, как в счете до 10;
  • обязательно используем наглядность;
  • почаще тренируйтесь: заведите большое количество маленьких мячиков, игрушек или используйте конфеты и фрукты. Просите малыша достать из одной коробки, например, 15 мячиков и переложить их в другую. Рисуйте и лепите цифры, играйте с магнитными, пусть они ходят к друг другу в гости и составляют двузначные числа друг из друга;
  • просите малыша называть цифры-соседи: «Кто живет по соседству с числом 17?»;
  • учите распознавать геометрические фигуры;
  • учите распознавать понятия «длинный-короткий», «высокий-низкий», «большой-маленький», «тяжелый-легкий», «один-много», «много-мало» и т.д., постоянно комментируя и сравнивая друг с другом предметы, которые вас окружают;
  • учите распознавать понятия «право-лево», «вперед-назад», постоянно комментируя свои движения и направления действий.

 

Счет до  100

При обучении счету до 100 нужно будет набраться терпения:

  • сначала расскажите малышу о том, что между 19 и 100 есть еще и десятки. Десятки – это числа от 1 до 10, только с дополнительными нолями: 20, 30, 40, 50 и т.д. Изучите их как следует;
  • затем скажите, что между этими десятками есть еще и единицы;
  • берите для изучения только 1 десяток на 3 – 7 дней, в зависимости от желания и интереса ребенка;
  • используйте наглядность и игрушки так, как это описано выше;
  • постоянно считайте любые попадающиеся вам на глаза предметы дома и на улице;
  • приготовьте карточки с изображением цифр. Регулярно выкладывайте перед своим чадом числовой ряд с пропущенными цифрами. Попросите малыша найти отсутствующие цифры и дополнить ряд;
  • каждый день просите ребенка называть числа, которые находятся до и после предлагаемого числа;
  • хвалите ребенка и радуйтесь его успехам.

Обучение простым примерам на сложение и вычитание

Освоив цифры, необходимо продолжать обучение ребенка вычитанию и сложению. Однако делать это необходимо также в игровой и интересной для малыша форме, чтобы не отбить желание к познанию нового. В обучении можно использовать игрушки, кубики, яблоки, сушки, конфеты – все то, с чем вашему чаду интересно будет заниматься. Используйте математические игры – лото, домино, головоломки и пр., поскольку наглядность помогает устанавливать нужные ассоциации в уме малыша.

Сначала следует освоить сложение, а уж потом переходить к вычитанию. Возьмите одно яблоко, положите его на стол, а потом рядом добавьте еще одно яблоко и попросите ребенка посчитать, сколько яблок получилось. Так нужно проработать все числа, периодически предлагая ребенку задавать и вам подобные задачки самостоятельно. Когда вы увидите, что ваш дошколенок понял принципы сложения и уверенно прибавляет разное количество предметов, можно переходить к вычитанию. Используйте те же приемы с игрушками или вкусностями. Только на этот раз выложите побольше предметов на стол и говорите, что забираете некоторое количество. Конечно же, начните с минимума.

С 4-х лет подключите к обучению яркие тетради и книги с крупными картинками, в которых даны простые и интересные примеры для обучения счету. По достижении ребенком 5 лет приступайте к обучению устному счету. Только в этом возрасте мозг крохи уже созрел для того, чтобы производить в уме осознанные действия по сложению и вычитанию групп предметов. Пусть математика станет частью вашей повседневной жизни, а не нудными длительными занятиями, которые приносят лишь раздражение и учителю и ученику.  Не следует торопиться. Все те же психологи считают, что любое запоминание проходит 3 стадии:

  • привыкание к новой терминологии;
  • понимание сути изученного;
  • запоминание информации.

Даже если сначала ребенок не понимает, о чем идет речь, то при многократном ненавязчивом повторении он, рано или поздно, поймет, что к чему.

Состав числа очень просто изучать, если нарисовать дом с крышей и квартирами, каждая из которой имеет свой собственный номер. Вот так:

18399_500x699

Еще наши игры по составу числа можно прочитать в этой статье 

Взрослым во время обучения следует постоянно следить за тем, чтобы ребенок понимал смысл каждого вашего слова, поскольку малейшее непонимание чего-либо может превратить любое занятие в бесполезное действие.

Как мы уже указали, по достижении пятилетнего возраста, ребенок уже в состоянии производить математические действия (вычитание и сложение) в уме целыми числовыми группами, а не прибавлять и отнимать по единичке, как это было раньше, или действовать путем простого пересчитывания. Поэтому в этом возрасте нужно прекратить использовать пальчики и палочки, а необходимо стимулировать умственное развитие вашего чада и тренировать память.

Состав числа до 10 ребенку следует просто запомнить так, как это делают взрослые. А затем следует изучить до полного понимания и усвоения все способы сложения и вычитания чисел после 10 в уме. Например, прибавление сначала десятков, потом единиц, а потом выведение общей суммы и т.д.

Прежде всего, начните обучать ребенка определять количество предметов на столе, не считая их. Положите в коробку, например, 4 кубика и попросите малыша сразу назвать их количество. Пусть ребенок сам складывает кубики в коробочку по очереди и каждый раз проговаривает, сколько их получилось. А вы в это время выкладываете рядом карточку с изображением цифры, соответствующей количеству кубиков. Таким образом, ребенок скоро запомнит, как выглядят 3 кубика или  5, и без счета будет их называть. В то же время он запомнит и соответствующие цифры.

Покажите малышу карточки с разным количеством точек. Пусть он хлопает в ладоши столько раз, сколько точек на карточке. Ребенок очень скоро будет просто визуально воспринимать количество, не считая предметы.

card_06_500x336

Во время научения вычитанию следует играть примерно следующим образом. Берем игрушечный домик, где живут куклы (так же можно играть и с любыми животными). К куклам пришли в гости друзья. Сначала считаем, сколько всего кукол находится в домике. А потом один гость уходит к себе, а мы спрашиваем ребенка о том, сколько же куколок осталось. Так прорабатываем все доступные малышу на текущий момент числа. Таким образом, кроха быстро усвоит принцип вычитания без нервов и напряжения.

Усадите кукол ужинать. Например,  в домике 7 гостей, а вы ставите 6 чашек. Потом с малышом считаете количество гостей и посуды. Выясняется, что чашек меньше, чем куколок, а, значит, кому-то не хватило. Достаем еще одну чашку и теперь все в порядке.

И побольше позитива в деле обучения ребенка счету. Вы на правильном пути, если:

  • малыш с удовольствием вас слушает, когда вы считаете или показываете ему, как это делается;
  • ваше чадо просит вас посчитать предметы;
  • ребенок пытается считать самостоятельно.

Если малыш потерял к счету интерес, не волнуйтесь и не торопите его. В столь юном возрасте каждая секунда детской жизни – это увлекательное приключение. Неудивительно, что кроху может заинтересовать что-то другое. Будьте спокойны, со временем он все усвоит вам на радость.

child-2205449_1920_500x333

Но, вы что-то делаете неправильно в деле научения малыша счету, если он:

  • плачет и капризничает;
  • настаивает на другом занятии;
  • прогоняет вас от себя.

В это время очень важно не настаивать. Пусть ребенок успокоится и забудет все неприятное, что связано у него с обучением. И только потом можно снова пробовать, но уже совершенно в другом, более позитивном, ключе.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

А в этом видео любящие мамы также предлагают ряд эффективных советов о том, как научить ребенка считать.

Приятного вам сказочного обучения!

С любовью,

Людмила Поцепун.





Загрузка...


Просмотров: 334

Комментарии 6 комментариев

  • мы на лесенках с младшей учимся считать). старшего не смогла обучить(. среднюю учил старший, то ли сама научилась. сейчас у меня передых и смело идем считать лесенки, да и все остальное, что попало в поле зрения)!

    • Мои сыновья оба любили считать ступеньки. Это и физическая активность, и память)))

  • Мила, спасибо за чудесную статью. На самом деле ребенка научить считать просто, трудно не сделать науку мучением))). Как мои мальчики учились считать? Не знаю))). Вот пример тех самых «сорняков» которые растут и развиваются активно, только не стоит из загонять в рамки. Нет, мы знакомились и с цифрами, и со счетом, и даже, о ужас, с умножением и делением, не говоря уж про сложение и вычитание. Но я не могу назвать ни единого специального занятия посвященного обучению счету. Все наши игры были построены по принципу знакомства с окружающим миром, а в процессе этого узнавания мы и считали, и разбирали сложные понятия четных и нечетных чисел, и сравнивали, и складывали, и делили... И все шло под грифом «игра» и никак иначе. Да, я не могу похвастаться, что мой сын знает таблицу умножения или запросто складывает, а тем более отнимает любые двухзначные числа, но он уже четко понимает все операции с числами, он уже знает математические законы, которые помогают считать быстро и легко. А за одно совсем уж скучать в первом классе ему не придется, ведь теперь можно сколь угодно применять знания на практике))).

    • Анечка, благодарю тебя за твой опыт! Всегда с большим удовольствием читаю о твоих играх и задумках. *IN LOVE* В такой игровой форме любые знания усваиваются не только быстрее, но и легче и, главное, надолго!

  • Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.

    • Да, вы правы, часы могут сыграть значительную полезную роль в освоении не только счета, но и собственно времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *