Внутренний мир человека — удивительная сокровищница! А детский мир — это сказка! Увы, иногда она бывает загадочной и не совсем понятной. Чтобы понять ребенка, помочь при необходимости и поддержать, умные психологи придумали немало тестов.
Тесты, особенно рисуночные, оказывают неоценимую помощь взрослым, чтобы лучше понять, заглянуть во внутренний мир ребенка и его переживания. Ранее, мы уже рассматривали тест «Моя семья». Он помогает разобраться в той роли, которую играют все члены семьи в мировоззрении маленького человека. Сегодня предлагаем пройти еще один увлекательный рисуночный тест для детей и взрослых.
Тест «Несуществующее животное»
Тест несуществующее животное также относится к рисуночным тестам. С его помощью можно узнать о степени агрессивности ребенка, его эмоциональной сфере и отношениях.
Возрастной диапазон использования методики: старший дошкольный возраст – взрослые.
Как проводить тест
Данный тест можно проводить с 5 лет и старше. Необходимо подобрать момент, когда у ребенка будет хорошее расположение духа, творческое настроение и желание общаться.
Взрослый дает ребенку цветные карандаши, лист бумаги и просит придумать и нарисовать несуществующее животное. Животное не должно существовать ни в реальности, ни в мультфильмах и сказках. Теперь нужно дать ребенку время и не мешать. Предоставьте ему полную свободу.
Интерпретация теста Несуществующее животное
Интерпретируя рисунок, нужно обратить внимание на следующее:
Положение на рисунке.
В норме рисунок должен быть расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Высокой самооценкой характеризуется художник, располагающий свое животное ближе к верхнему краю листа
Положение рисунка в нижней части — это другая крайность — неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению. Можно ассоциировать это, как желание «плыть по течению».
Голова животного
Голова повернутая вправо символизирует стремление к деятельности: почти все, что обдумывается человечком или планируется — осуществляется или начинает осуществляться (хотя может и не доводится до конца).
Если голова несуществующего животного повернута влево — это значит склонность к рефлексии, к размышлениям. Реализуется незначительная часть планов.
Положение головы животного в «анфас» означает эгоцентризм, мировоззрение ребенка сосредоточено преимущественно на себе.
Если голова животного соразмерно с телом слишком большая, это говорит о развитой эрудиции ребенка. Для него важны знания и интеллект, как его собственные, так и тех с кем он общается.
Если нарисована шея, это говорит о высокой само-организованности и самодисциплине ребенка.
Глаза, рот, уши
Если ребенок слишком много и качественно прорисовывает глаза, нос, уши животного, это говорит о повышенной тревожности.
Наличие больших ушей — это заинтересованность в информации. Ребенок не только ориентирован на обучаемость, но и зависит от мнения окружающих о себе.
Приоткрытый рот с видимым языком символизирует болтливость. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачеркнутый — означает легкость возникновения опасений и страхов. Ребенок склонен к страхам и не доверяет окружающим.
Рот с зубами — это словесная, или вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная. Как правило такой малыш склонен огрызаться или грубить.
Если ребенок уделяет большое внимание глазам, вплоть до прорисовки радужной оболочки, это может говорить о наличии у испытуемого страхов. Если же глаза характеризуются еще и большими яркими ресницами — ребенок нуждается в восхищении и одобрении окружающих.
Дополнительные «детали»
Несуществующее животное может содержать такие детали, как хвост, клыки, рога. Они тоже имеют значение в интерпретации рисунка.
Так, длинные когти, рога, шипы, различные наросты и грубая «кожа» — щетина символизируют защиту от агрессии со стороны.
Если у животного есть оперение — это говорит о стремлении к демонстративности и самоутверждению в обществе.
О чувствительности ребенка, его желании ласки говорит присутствие на рисунке волосяного покрова — подобие прически, грива, ярко-выраженная шерсть.
Тело животного
Если лапы, или иное, на что опирается животное достаточно основательные и крепко-стоящие на земле — это говорит о рациональности принятия решения, наличия собственного мнения. Если же ноги отсутствуют, очень маленькие или заменены чем-то не особо надежным, то ребенку свойственна поверхностность суждений, принятие желаемого за действительное, легкомыслие в выводах и даже импульсивность в принятии решений.
Украшающие животное детали — крылья, щупальца, панцири — это стремление к самоутверждению. Ребенку важно, когда на него обращают внимание окружающие.
Хвост
Хвост, его направление и размер отражает самооценку ребенка. Чем выше вздернут хвост, тем более положительной самооценкой обладает ребенок. Если же хвост опущен вниз ребенок не доволен собой, не уверен в своих силах, склонен жалеть о своих словах и поступках.
Наличие нескольких разных хвостов или сильно разветвленных говорит о зависимости и противоречивости самооценки.
Показателями высокой агрессии является наличие на рисунке угрожающих деталей: камней, холодного оружия. Выступы, щупальца, рога и др. также являются признаками высокой агрессии. Также показателем высокой агрессии является прорисовка рук (или лап) сжатых в кулаки.
Интересные и полезные вариации расшифровки рисуночного теста «Несуществующее животное» детально рассмотрены в видео ниже:
Статьи в помощь взрослым в рубрике «Занимательная психология»
Желаем вам полного взаимопонимания и теплых отношений!
С теплом,
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"