Рассказываем школьнику о метафорах, эпитетах и сравнениях
Литература наполнена самыми разными важными понятиями — сюжет, рассказ, гипербола, диалог, монолог, эпитет, метафора, сравнение и многие-многие другие. Все они служат для украшения литературной речи. Однако, если в школе эти понятия часто вызывают непонимание, то в жизни, большинство из нас, применяет их даже не задумываясь.
Литературные приемы — мои любимые. Приглашаю вас сегодня к теоретическому разговору, который может помочь и детям-школьникам. Давайте рассмотрим и разберем такие литературные понятия, как метафора, эпитет и сравнение. Выясним их особенности и различия между собой.
Эпитет, метафора и сравнения – три очень важных понятия. Они используются в литературе и в жизни для придания выразительности и яркости. Именно благодаря их грамотному использованию, произведения, а также наша речь становится более интересной и живой.
5 полезных советов, как самому придумать сказку
Что такое метафора
Метафора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») – это использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Одно слово, как бы переносится на другое. По своей сути метафора передает образ и ощущения. Интересно, что само понятие метафоры было сформулировано еще в древности философом Аристотелем.
«Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — говорил Аристотель.
Метафора в литературе – один из самых сильных приемов для придания текстам выразительности. Благодаря метафоре при чтении складывается определенный яркий образ. Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывают оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события.
Без метафор тексты и стихи так и остались бы простыми и бездушными, потому что рифму и прозу придумывать несложно, сложно придумать так, чтобы было интересно читателю. Метафора в стихах — явление частое и очень выразительное.
Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина
«В саду горит костер рябины красной…»
Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько огненно красный, что напоминает пламя огня.
"И березы стоят,
Как большие свечки. " (С.Есенин)
Ф. Тютчев писал: «Неохотно и несмело, солнце смотрит на поля». Разве солнце может смотреть? Конечно, нет. Это метафора.
А вот метафоры от любимого всеми поэта А.С. Пушкина:
«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С. Пушкин)
"Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит... « (А.С. Пушкин)
„Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна“ (А.С. Пушкин)
Еще больше красивых метафор гения можно найти и в коллекции собранных на сайте https://vkusnyasha.ru/.
Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?
Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается", «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.
Еще один пример метафоры из повседневной жизни: "до глубины души". Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.
А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.
- «У страха глаза велики»
- «Дальше в лес — больше дров»
- «Нашла коса на камень»
Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:
- «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива)
- «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
- «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» ( корова)
- «Скатерть бела весь свет одела» (снег)
- «Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато, когда сыта,
От Федоры – теплота» (печь)
Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.
Как придумать метафору
Составить свою метафору просто. Нужно только отпустить свою фантазию на волю. С точки зрения построения метафора представляет собой четыре части: два объекта и два свойства. И одно соединяется с другим.
К примеру, называя человека львом, мы имеем в виду, что он сильный и бесстрашный. Чтобы научиться составлять свои метафоры, нужно разобраться с тем, что это такое, потренироваться находить их в текстах, научиться различать виды метафор и понимать, как их использовать правильно.
Метафора рождается в точке соприкосновения двух явлений или предметов. Например, снег переливается на солнце, как серебро, а потому о нем так и говорят: «Зима посеребрила поля», т.е. укрыла снегом.
Та же точка соприкосновения и в сравнении листьев и золота. — «Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.
Гладь озера, когда оно спокойно напоминает зеркало, отсюда родилась метафора — «зеркало воды (озера)».
Ниже в видео представлен небольшой урок по составлению метафоры самостоятельно:
Что такое эпитет и сравнения, как их отличить от метафоры?
Эпитеты и сравнения – это еще два полезных художественных приема, делающих речь насыщенной и интересной.
Что такое эпитет
Эпитет – это яркое образное определение, которое подчеркивают какую-либо характерную черту объекта. К примеру, седой туман, бездонное озеро, золотые руки и т.п. В основном эпитеты выражаются прилагательными.
Посмотрите внимательно на четверостишье А.К. Толстого, вы нашли в нем эпитеты? Посмотрите, как тонко и искусно он их использует.
«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи…»
Отличить эпитет от метафоры можно с помощью преобразования. Если выражение можно превратить в сравнительный оборот, то это метафора, а вот эпитет переделать нельзя. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкин «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» улей сравнивается с кельей, то есть мы можем сформулировать это следующим образом: улей, как келья из воска.
А вот посмотрите, как искусно вплетает эпитеты в свои стихи Марина Цветаева: «Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Эпитеты «льстивые» и «поклонные» превратить в сравнительный оборот никак не получится.
Что такое сравнение
Сравнение – это соотнесение одного с другим, непосредственное сравнение.
Глаза, как море синие...
Перепутать его с эпитетом или метафорой достаточно сложно.
- В отличие от метафоры, в сравнении всегда присутствуют два сравниваемых объекта или явления.
- Также сравнение прямо указывает на сходство в чем-то разных предметов, а метафора — это более завуалированное, спрятанное сравнение.
- Метафора основывается на переносном значении, сравнение же на прямом.
- Сравнение можно узнать по характерным дополнительным словам «как», «словно», «точно», «как будто», а также «похожий», «напоминает», «подобно».
Желаю вам образных и красивых сочинений!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
Очень важно развивать речь ребёнка. Прививать любовь к родному языку можно при помощи литературы. Если ребёнок научится видеть красоту русской речи и пользоваться всеми возможностями, что она даёт, он без труда будет выражать свои мысли, как устно, так и на бумаге.
Людочка, очень познавательная статья и не только для детей, но и для взрослых. И такие вещи действительно полезно не только понимать, но и уметь объяснить, тем же детям, к примеру, а далеко не всегда это получается. У сына тут тоже задание было, написать, что такое рифма, и тоже вот задачка оказалась ))) Так что спасибо, что рассказываешь о таких вещах!
Благодарю, Леночка! Да, школьные задания часто заставляют задуматься и детей и родителей)))