Дорогие друзья, сегодня у нас снова статья в рубрике «Подготовка к школе». На этот раз мы поговорим с вами, как научить ребенка считать с самого раннего возраста. Ведь это одна из самых любимых тем малыша. Это так интересно считать все вокруг! А если того, что под рукой мало, то можно запастись еще и другими материалами. В деле научения счету могут помочь:
- счетные палочки
- карточки с цифрами
- карточки с точками (карточки Домана)
- геометрические фигуры
- игрушечные овощи-фрукты, машинки, куклы, кукольная одежда, кубики, лего, посудка...
- всё, что можно посчитать, прибавить и отнять...
Как научить ребенка считать
Сейчас повсеместно идут споры между родителями о пользе и вреде раннего развития детей. Кто-то утверждает, что «самостоятельно растут только сорняки», что ребенка надо регулярно обучать с самого раннего детства, иначе нейроны, связывающие мозговые структуры крохи, с возрастом исчезнут, так и не успев поработать на благо их обладателя (те самые 90 % мозга, которые, как утверждают ученые, не используются человеком).
Безусловно, если малыш полностью здоров и счастлив, то исключительно в игровой форме его можно научить многому. Правое полушарие, которое быстро воспринимает услышанное и увиденное в виде образов, отложит полученную информацию и сможет ее применить, когда возникнет такая необходимость.
Поэтому, как только малышу исполнится 2 года, и у него проснется активный познавательный интерес, можно приступать к исполнению намеченного плана по внедрению в мозг своего чада базовых знаний, необходимых в дальнейшем всем детям без исключения.
Научение счету дошкольников можно разделить на несколько этапов:
- научение счету до 5;
- научение счету до 10;
- научение счету до 20;
- научение счету до 100.
Счет до 5 и до 10
Научение счету до 5 может и должно происходить просто в быту, ведь мама в этот период постоянно находится рядом с ребенком и общается с ним. Так, почему бы не пообщаться на полезные темы? Даже пара ручек и ножек малыша может послужить отличным материалом для обучения. Дело в том, что в раннем возрасте количество не ассоциируется у ребенка с цифрами. Поэтому сначала нужно рассказать малышу, что у него 2 ножки и 2 ручки, и посчитать их: «Вот одна ручка, а вот вторая ручка, а всего их у Максимки две». Хорошо начать считать все предметы, которые встречаются вам в окружающей среде, а также части тела членов семьи: уши, глаза, щеки, брови и т.д. Итак, мы считаем первоначально одинаковые предметы:
- ботиночки при одевании на прогулку. Можно также играть, занимаясь поиском ботиночек: Максимка, где же второй ботинок? Их же 2 у тебя! Давай найдем твой второй ботиночек! Ура! Мы нашли! Ботинок теперь 2!»;
- игрушечных уточек, плавающих в ванной;
- полосочки, колечки, шарики на детском матрасе;
- колечки у детской пирамидки;
- посуду — чашки, вилки, ложки, тарелки, ножи – когда выкладываем их на обеденный стол перед трапезой. Через какое-то время нужно попросить малыша самостоятельно вытащить из ящика 5 ложечек и положить их на стол;
- людей, которые будут обедать или ужинать, с обсуждением количества посуды, которая им потребуется;
- пальчики – объяснить малышу, что их по пять на каждой руке;
- ступеньки, когда возвращаемся домой с прогулки;
- шаги на прогулке;
- пуговицы на одежде;
- различные предметы на картинках книг;
- перекладины на детской лестнице во дворе;
- косточки на счетах – нужно купить домой, а также пересчитывать их на игровой площадке (сейчас большие игровые счеты появились во многих дворах). Детям очень нравится перегонять туда-сюда эти разноцветные колечки.
Таким образом, можно пересчитывать любые однородные предметы, а потом перейти к разнородным, т.е. неодинаковым.
Знакомство с изображением чисел
Когда малыш как следует освоит счет до 5, можно показывать ему изображения цифр. Лучше изготовить или купить в магазине карточки с большими красочными цифрами. Желательно, чтобы их размер был не менее половины листа А4 (это обычный альбомный лист). Расскажите ребенку о том, что каждая цифра имеет свое собственное имя. Рядом с цифрой положите карточку с изображением соответствующего ей количества предметов. Так, с помощью зрительных образов малыш быстро запомнит, какому количеству предметов соответствует та или иная цифра.
Что еще можно сделать для лучшего запоминания:
- вылепить цифру из пластилина;
- купить магнитные цифры и повесить их на холодильник, регулярно играя c ними;
- нарисовать цифру на большом листе бумаги, все время поясняя ребенку, что делаете, и повесить на видное место;
- завести отрывной календарь, рассказывая малышу каждый день, что сегодня такое-то число, и что вы собираетесь сегодня делать;
- использовать часы: настоящие настенные или игрушечные. Каждый час нужно показывать своему чаду циферблат и проговаривать, сколько время;
- используем игру в детский магазин, где нужно считать игрушечные деньги;
- играем в игры-ходилки с игрушечным кубиком, на котором нужно считать точки;
- играем в детское домино с изображением цифр и предметов, которые нужно считать;
- быть всегда в хорошем настроении и почаще хвалить малыша за успехи.
Одновременно показывайте ребенку, как пишутся цифры, изучая в день не более одной. Далее следует тот же самый алгоритм с обучением счету до 10. Как правило, дети очень просто осваивают счет до этой цифры. Затем можно заняться счетом до 20. Как лучше объяснить ребенку схему такого счета?
Счет до 20
- сказать, что каждое следующее число состоит из двух цифр;
- первая цифра – это десятки, а вторая – единицы, которые идут по порядку от 1 до 9, как в счете до 10;
- обязательно используем наглядность;
- почаще тренируйтесь: заведите большое количество маленьких мячиков, игрушек или используйте конфеты и фрукты. Просите малыша достать из одной коробки, например, 15 мячиков и переложить их в другую. Рисуйте и лепите цифры, играйте с магнитными, пусть они ходят к друг другу в гости и составляют двузначные числа друг из друга;
- просите малыша называть цифры-соседи: «Кто живет по соседству с числом 17?»;
- учите распознавать геометрические фигуры;
- учите распознавать понятия «длинный-короткий», «высокий-низкий», «большой-маленький», «тяжелый-легкий», «один-много», «много-мало» и т.д., постоянно комментируя и сравнивая друг с другом предметы, которые вас окружают;
- учите распознавать понятия «право-лево», «вперед-назад», постоянно комментируя свои движения и направления действий.
Счет до 100
При обучении счету до 100 нужно будет набраться терпения:
- сначала расскажите малышу о том, что между 19 и 100 есть еще и десятки. Десятки – это числа от 1 до 10, только с дополнительными нолями: 20, 30, 40, 50 и т.д. Изучите их как следует;
- затем скажите, что между этими десятками есть еще и единицы;
- берите для изучения только 1 десяток на 3 – 7 дней, в зависимости от желания и интереса ребенка;
- используйте наглядность и игрушки так, как это описано выше;
- постоянно считайте любые попадающиеся вам на глаза предметы дома и на улице;
- приготовьте карточки с изображением цифр. Регулярно выкладывайте перед своим чадом числовой ряд с пропущенными цифрами. Попросите малыша найти отсутствующие цифры и дополнить ряд;
- каждый день просите ребенка называть числа, которые находятся до и после предлагаемого числа;
- хвалите ребенка и радуйтесь его успехам.
Обучение простым примерам на сложение и вычитание
Освоив цифры, необходимо продолжать обучение ребенка вычитанию и сложению. Однако делать это необходимо также в игровой и интересной для малыша форме, чтобы не отбить желание к познанию нового. В обучении можно использовать игрушки, кубики, яблоки, сушки, конфеты – все то, с чем вашему чаду интересно будет заниматься. Используйте математические игры – лото, домино, головоломки и пр., поскольку наглядность помогает устанавливать нужные ассоциации в уме малыша.
Сначала следует освоить сложение, а уж потом переходить к вычитанию. Возьмите одно яблоко, положите его на стол, а потом рядом добавьте еще одно яблоко и попросите ребенка посчитать, сколько яблок получилось. Так нужно проработать все числа, периодически предлагая ребенку задавать и вам подобные задачки самостоятельно. Когда вы увидите, что ваш дошколенок понял принципы сложения и уверенно прибавляет разное количество предметов, можно переходить к вычитанию. Используйте те же приемы с игрушками или вкусностями. Только на этот раз выложите побольше предметов на стол и говорите, что забираете некоторое количество. Конечно же, начните с минимума.
С 4-х лет подключите к обучению яркие тетради и книги с крупными картинками, в которых даны простые и интересные примеры для обучения счету. По достижении ребенком 5 лет приступайте к обучению устному счету. Только в этом возрасте мозг крохи уже созрел для того, чтобы производить в уме осознанные действия по сложению и вычитанию групп предметов. Пусть математика станет частью вашей повседневной жизни, а не нудными длительными занятиями, которые приносят лишь раздражение и учителю и ученику. Не следует торопиться. Все те же психологи считают, что любое запоминание проходит 3 стадии:
- привыкание к новой терминологии;
- понимание сути изученного;
- запоминание информации.
Даже если сначала ребенок не понимает, о чем идет речь, то при многократном ненавязчивом повторении он, рано или поздно, поймет, что к чему.
Состав числа очень просто изучать, если нарисовать дом с крышей и квартирами, каждая из которой имеет свой собственный номер. Вот так:
Еще наши игры по составу числа можно прочитать в этой статье
Взрослым во время обучения следует постоянно следить за тем, чтобы ребенок понимал смысл каждого вашего слова, поскольку малейшее непонимание чего-либо может превратить любое занятие в бесполезное действие.
Как мы уже указали, по достижении пятилетнего возраста, ребенок уже в состоянии производить математические действия (вычитание и сложение) в уме целыми числовыми группами, а не прибавлять и отнимать по единичке, как это было раньше, или действовать путем простого пересчитывания. Поэтому в этом возрасте нужно прекратить использовать пальчики и палочки, а необходимо стимулировать умственное развитие вашего чада и тренировать память.
Состав числа до 10 ребенку следует просто запомнить так, как это делают взрослые. А затем следует изучить до полного понимания и усвоения все способы сложения и вычитания чисел после 10 в уме. Например, прибавление сначала десятков, потом единиц, а потом выведение общей суммы и т.д.
Прежде всего, начните обучать ребенка определять количество предметов на столе, не считая их. Положите в коробку, например, 4 кубика и попросите малыша сразу назвать их количество. Пусть ребенок сам складывает кубики в коробочку по очереди и каждый раз проговаривает, сколько их получилось. А вы в это время выкладываете рядом карточку с изображением цифры, соответствующей количеству кубиков. Таким образом, ребенок скоро запомнит, как выглядят 3 кубика или 5, и без счета будет их называть. В то же время он запомнит и соответствующие цифры.
Покажите малышу карточки с разным количеством точек. Пусть он хлопает в ладоши столько раз, сколько точек на карточке. Ребенок очень скоро будет просто визуально воспринимать количество, не считая предметы.
Во время научения вычитанию следует играть примерно следующим образом. Берем игрушечный домик, где живут куклы (так же можно играть и с любыми животными). К куклам пришли в гости друзья. Сначала считаем, сколько всего кукол находится в домике. А потом один гость уходит к себе, а мы спрашиваем ребенка о том, сколько же куколок осталось. Так прорабатываем все доступные малышу на текущий момент числа. Таким образом, кроха быстро усвоит принцип вычитания без нервов и напряжения.
Усадите кукол ужинать. Например, в домике 7 гостей, а вы ставите 6 чашек. Потом с малышом считаете количество гостей и посуды. Выясняется, что чашек меньше, чем куколок, а, значит, кому-то не хватило. Достаем еще одну чашку и теперь все в порядке.
И побольше позитива в деле обучения ребенка счету. Вы на правильном пути, если:
- малыш с удовольствием вас слушает, когда вы считаете или показываете ему, как это делается;
- ваше чадо просит вас посчитать предметы;
- ребенок пытается считать самостоятельно.
Если малыш потерял к счету интерес, не волнуйтесь и не торопите его. В столь юном возрасте каждая секунда детской жизни – это увлекательное приключение. Неудивительно, что кроху может заинтересовать что-то другое. Будьте спокойны, со временем он все усвоит вам на радость.
Но, вы что-то делаете неправильно в деле научения малыша счету, если он:
- плачет и капризничает;
- настаивает на другом занятии;
- прогоняет вас от себя.
В это время очень важно не настаивать. Пусть ребенок успокоится и забудет все неприятное, что связано у него с обучением. И только потом можно снова пробовать, но уже совершенно в другом, более позитивном, ключе.
Марина Таланина,
специально для сайта «Цветы жизни».
Не забудьте заглянуть и в эти статьи:
Загадки и задачки с цифрами и про цифры
Пословицы и поговорки с числами
Цифры повсюду, цифры кругом... Стихи про цифры
Как научить ребенка счету и цифрам
Приятного вам сказочного обучения!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
мы на лесенках с младшей учимся считать). старшего не смогла обучить(. среднюю учил старший, то ли сама научилась. сейчас у меня передых и смело идем считать лесенки, да и все остальное, что попало в поле зрения)!
Мои сыновья оба любили считать ступеньки. Это и физическая активность, и память)))
Мила, спасибо за чудесную статью. На самом деле ребенка научить считать просто, трудно не сделать науку мучением))). Как мои мальчики учились считать? Не знаю))). Вот пример тех самых «сорняков» которые растут и развиваются активно, только не стоит из загонять в рамки. Нет, мы знакомились и с цифрами, и со счетом, и даже, о ужас, с умножением и делением, не говоря уж про сложение и вычитание. Но я не могу назвать ни единого специального занятия посвященного обучению счету. Все наши игры были построены по принципу знакомства с окружающим миром, а в процессе этого узнавания мы и считали, и разбирали сложные понятия четных и нечетных чисел, и сравнивали, и складывали, и делили... И все шло под грифом «игра» и никак иначе. Да, я не могу похвастаться, что мой сын знает таблицу умножения или запросто складывает, а тем более отнимает любые двухзначные числа, но он уже четко понимает все операции с числами, он уже знает математические законы, которые помогают считать быстро и легко. А за одно совсем уж скучать в первом классе ему не придется, ведь теперь можно сколь угодно применять знания на практике))).
Анечка, благодарю тебя за твой опыт! Всегда с большим удовольствием читаю о твоих играх и задумках. В такой игровой форме любые знания усваиваются не только быстрее, но и легче и, главное, надолго!
Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.
Да, вы правы, часы могут сыграть значительную полезную роль в освоении не только счета, но и собственно времени.