6 лучших методик обучения чтению: как и когда учить ребенка читать, чтобы он полюбил книги

Людмила Поцепун   05.11.2022

Имея в своем арсенале педагогическое образование и большой опыт работы с малышами дошкольного возраста, мы решили немного облегчить родительскую участь в плане поиска оптимальной методики, обучающей чтению. Расскажем о:

  • том, когда лучше приступать к обучению чтению, и почему не стоит делать это слишком рано;
  • разных методах, которые можно использовать, чтобы сделать процесс обучения более комфортным для ребенка и эффективным. Сравню разные методики;
  • дополнительных рекомендациях психологов, педагогов начального образования, которые помогут привить ребенку любовь к книгам.

Когда учить ребенка читать по слогам: немного психологии и физиологии

Вопрос о том, когда ребенок начинает читать по слогам, рано или поздно встает перед каждым родителем. И чаще — именно рано. Но обучение чтению по слогам — совершенно не та ситуация, когда уместно спешить. Да, может быть, приятно иметь возможность похвастаться перед другими родителями во дворе, что вашему Васеньке всего четыре года, а он уже сам читает себе сказки. Но у такого подхода есть много минусов.

Начнем с того, что развитие способностей у детей происходит поэтапно, линейно. Дети до пяти лет мыслят образами, картинками, воспринимать информацию через знаки и буквы им невероятно трудно, поэтому даже умея складывать буквы в слова, ребенок, скорее всего, будет делать это механически, не вникая в смысл. И очень важная сторона чтения в этом случае теряется — малыш не будет воспринимать предложения, рассказы, сказки как путь в другие миры, как возможность узнавать что-то новое, интересное, а значит, рассчитывать на то, что ребенок сможет полюбить чтение, не придется. Впрочем, многие игровые методики обучения чтению предполагают именно образные техники, так что тут, скорее, вопрос стоит в том, чтобы правильно подобрать обучающую методику в соответствии с возрастом.

Уместно вспомнить еще о том, что разные полушария мозга отвечают за различные сферы умственной деятельности. Раннее обучение способствует активному развитию левого полушария, которое отвечает за речь, анализ, логику. И это было бы неплохо, если бы не сопровождалось замедлением развития правого полушария, которое в раннем детстве играет важнейшую роль, отвечая за мечты, эмоции, воображение, за восприятие цвета и музыки. В результате страдает социальный интеллект, и в будущем ребенок может столкнуться с такими проблемами, как отсутствие эмпатии, сложность самопознания, неуверенность в себе, потеря мотивации и желания учиться. Решение — опять-таки игровые методики.

Добавьте к перечисленному выше возможные проблемы со здоровьем: сильное регулярное умственное напряжение приводит к усилению притока крови к мозгу, и это негативно отражается на других органах ребенка. Глаза в раннем возрасте не приспособлены к длительному напряжению, которое требуется при изучении букв и чтении, в результате может развиться близорукость.

Все эти минусы в большей мере относятся к старым-добрым методам обучения чтению детей с букварем в руках и строгим родителем/учителем возле ребенка. Сегодня есть немало альтернативных методик, например, обучающие игры, которые в веселой непринужденной манере знакомят детей с буквами, слогами, правилами чтения, не принуждая, не ставя четких сроков и критериев. Но и эти способы важно использовать правильно — о том, как это делать, мы напишем ниже.

Как понять, что ваш ребенок уже готов к обучению чтению:

  • Ребенок хорошо понимает речь окружающих, причем важно, чтобы понимал не просто отдельные слова: «Дай», «Принеси», «Подойди» и так далее, а полноценные предложения;
  • Малыш хорошо изъясняется сам. Чем более богатый словарный запас будет у ребенка, тем проще ему будет читать. Попросите ребенка рассказать историю, произошедшую с ним или услышанную от кого-либо. Сможет? Проверьте, умеет ли малыш формулировать свои впечатления, ощущения, желательно, развернуто, а не одним предложением;
  • Ребенок имеет хорошее произношение, грамотно выстраивает предложения. Понятно, что идеальной речи от дошкольника ждать не стоит, но он должен говорить уверенно, а вы — хорошо его понимать;
  • Ребенок умеет слушать, не перебивая, то есть, он готов к учебе в принципе. Также стоит оценить интерес малыша к чтению. Любит ли он слушать книги, которые вы ему читаете? Рассматривает ли самостоятельно книжки? Привлекают ли буквы его внимание?

Если все эти критерии, или хотя бы 3 из 4, выполнены, можете приступать к обучению, но не спешите, не ставьте четких критериев, не критикуйте, старайтесь сделать так, чтобы малыш не испытывал дискомфорта, чувства вины, чтобы ему всегда было интересно. Это нелегко. Но наградой вам будет ребенок, который не просто научится читать, но полюбит это делать.

Как научить ребенка читать

Вы теперь знаете, когда учить ребенка читать по слогам. Пришло время ответить на следующий вопрос — как лучше это делать. Более подробно каждую из методик, а также некоторые другие мы разбирали в статье “5 лучших методик обучения чтению для дошкольников”.

Существует множество методик обучения чтению по слогам. Искать подходящую для вас мы рекомендуем с оглядкой на особенности мышления вашего ребенка. Есть дети-визуалы, есть те, кто лучше воспринимает информацию на слух, кто-то быстро схватывает все, что ему рассказывают, буквально на лету, а кому-то приходится долго думать, вспоминать, но зато если запомнит, уже не забудет никогда. Поэтому мы не будем говорить о плохих и хороших методиках — кому-то может лучше подойди одна техника, кому-то другая. 

Кубики Зайцева

Это методика раннего развития, которая подходит для работы с малышами от 1 года. Если честно, смысла учить годовалого малыша буквам, когда он еще толком не умеет разговаривать, особо нет. Но всегда можно призвать кубики Зайцева на помощь в обучении чтению, когда ребенку исполнится 4-6 лет.

Метод строится на том, что ребенок запоминает сразу буквосочетания, а не буквы. Буквы и их сочетания (склады) печатаются на кубиках, и играя с этими кубиками, малыш, незаметно для себя, учится читать. Как показывает практика, дети трех-четырех лет начинают читать уже после 5-го занятия. Систему можно использовать при обучении дошколят чтению и первоклашек.

Для того, чтобы поближе познакомиться с этой методикой и понять все нюансы, мы рекомендуем посмотреть данное видео:

Я считаю, что наиболее эффективной методика Зайцева будет для детей 4-6 лет и первоклассников, если ребенок не успевает усвоить школьную программу самостоятельно. В школе первоклассник будет учить буквы и звуки, а дома объединять их в слоги, составлять слова.

Различные игры и приложения

Почему бы не призвать на помощь современные технологии? О преимуществах обучающих игр можно говорить очень долго:

  • Дети могут заниматься самостоятельно, тогда когда они хотят, получать похвалу, награду за правильные действия, никакой критики. Привет от Монтессори;
  • Обучение проводится в игровой форме, поэтому начинать обучать можно с маленького возраста. Тот самый случай, когда полезное бывает очень интересным;
  • Родители могут контролировать результаты, при необходимости корректируя обучающий процесс. Например, если у ребенка возникают сложности на определенном этапе, можно объяснить ему проблемный вопрос с помощью другой методики;
  • Большое разнообразие игр позволяет подобрать приложение, обучение в котором строится на подходящей для вас методике. Есть игры, сочетающие разные техники, что обеспечивает более быстрый и качественный результат. 

Например, в игре «Читания» можно видеть элементы таких методик, как кубики Зайцева, Монтессори, традиционные техники обучения чтению. Большое количество локаций, разнообразных игр, а главное — общая идея, которая красной нитью тянется от начала игры до ее конца, и благодаря которой ребенок каждый день будет стремиться возвращаться в игру-сказку, чтобы освоить новый навык, познакомиться с новой буквой, новым слогом.

Узнайте о Читании больше, посмотрев это увлекательно видео: 

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Смысл в том, чтобы малыш сначала почувствовал написание буквы, и уже потом начал произносить, узнавать ее. Методика предполагает использование дидактических материалов — на картон наклеиваются буквы с ощутимым контуром. Ребенок трогает, запоминает, называет. К плюсам можно отнести развитие мелкой моторики, социальной, эмоциональной, когнитивной, умственной сферы.

Но говорить о методике Монтессори именно как о самостоятельном методе обучения чтению, нет смысла. Это целая философия, которая проникает во все сферы жизни малыша. У нее много положительных качеств — постоянная мотивация, отсутствие критики, свобода выбора, отсутствие принуждения, увлекательная форма подачи материала. Но выбирая этот путь, родитель должен понимать, что ему придется участвовать в процессе обучения наравне с учителями и самим малышом. Кроме того, методика Монтессори кардинально отличается от школьных систем, поэтому когда ребенок пойдет в обычную школу с ее строгими правилами, оценками, в том числе, плохими, могут возникнуть сложности с адаптацией.

Чтобы понять лучше, подойдет ли вам и вашему ребенку данная методика, можно посмотреть это видео, в котором вы найдете ответы на самые задаваемые вопросы о Монтессори:

Методика Юлии Пчелинцевой «Словолодочки»

В игровой форме дети изучают такие понятия, как звук, образ, слоги и слова. Особое внимание уделяется фонематическому развитию малыша. Акцент делается на изучение звуков — с буквами детей предлагается знакомить, когда малыши уже научатся читать слоги и слова.

Принципиальное отличие методики от других — соединение слогов в слова без каких-либо ограничительных знаков, вертикальных или горизонтальных черточек. Ребенок видит слово полностью, так что в будущем у него не возникает сложностей с чтением слов в обычной книге. Обучение проходит в игровой форме, много внимания уделяется образам, так что правое полушарие ребенка загружается не меньше чем левое, и в итоге развитие идет равномерно.

Но выбирая этот вариант, вы должны понимать, что самостоятельно разбираться с капельками-лодочками ребенок, естественно не будет. Это значит, что вам либо придется водить его на занятия к учителю, либо заниматься с ним самостоятельно — выделять время, организовывать пространство для обучения, доставать дидактические материалы, следить за тем, чтобы малыш не устал и так далее. 

В данном видео автор методики расскажет о том, для кого она подойдет и какие аспекты необходимо учесть при обучении: 

Методики из интернета

Иногда, чтобы достичь успеха, приходится отметать все привычные и известные методики и искать что-то другое. Почему бы и нет? Тем более, что в интернете есть много достойных инструкций. Например, весьма интересно и перспективно выглядит методика обучения чтению по слогам от дошкольного педагога Натальи.

Преимущества такого подхода — легкая интеграция полученных знаний в школьную программу, никакой адаптации и сложностей в школе у ребенка не возникнет. Но игровой момент здесь полностью отсутствует, поэтому представленную методику имеет смысл предлагать детям от 6 лет и старше — первоклассникам в качестве помощи при освоении школьной программы. 

Подробную инструкцию, которая позволит каждому родителю объяснить ребенку, как объединять буквы в слоги, и 4 простых и эффективных задания вы сможете найти в этом видео:

Краткие рекомендации от педагогов и психологов

  1. Не спешите. Это не конкурс на скорость. Важно, не кто раньше научится читать, а кто потом будет делать это с удовольствием.
  2. Не ругайте. Навык складывать буквы в слова объективно сложный. Представьте, что вы никогда не стояли у плиты, и вдруг вас попросили приготовить блины. Или никогда не видели швейную машинку, а вам нужно сшить костюм. А хвалить можно и нужно — это позволяет поддерживать мотивацию.
  3. Занимайтесь регулярно. В этом плане игры и приложения выигрывают у всех других методик — дети могут в них играть самостоятельно, параллельно закрепляя старые навыки, отрабатывая новые.
  4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте со знакомства с буквами, затем идут простые слоги из двух букв, потом можно постепенно усложнять. И еще раз — не спешите.
  5. Думайте о будущем. Ребенку еще идти в школу. А там — своя программа. Желательно, чтобы полученные до школы знания не шли вразрез со школьной программой, иначе могут возникнуть сложности. Ну, или будьте готовы к этим сложностям и помогайте ребенку их преодолеть.

Заключение

Уже очевидно, что поиск ответа на вопрос, как и когда учить ребенка читать по слогам, простым не будет. Никто не даст вам универсальную инструкцию, которая будет работать с любыми детьми. Придется действовать методом проб и ошибок — но это отличная возможность узнать еще ближе вашего ребенка: что ему нравится, что у него лучше получается, как он воспринимает победы и неудачи. Читайте с удовольствием!

Наталья Соснина,

специально для сайта «Цветы жизни».


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 111