Доброго дня всем, забежавшим на огонек блога «Цветы жизни»! Май радует нас своим цветом и ароматом! Однако, и он проходит стремительно... И не так много времени осталось и до лета. А лето встретит нас праздником наших детей!
Сегодня, я с большим удовольствием хочу познакомить вас с мудростью Библиотекаря Ярмак Светланы Викторовны. Светлана прислала на конкурс «Краски детства» свои рассуждения о Международном Дне Защиты Детей. Прошу любить и жаловать:
Взгляд из детства, или кое-что о правах детей, обязанностях взрослых и о воспитании вообще…
Прошло немало времени после принятия Всеобщей декларации прав человека для того, чтобы стало понятно: права человека должны распространяться и на детей.
Неутешительные данные о положении детей в нашей стране заставили нас, взрослых, заняться более основательным изучением Конвенции. Понятно всем, что «Конвенция о правах ребенка» обращена к взрослым, но при этом, сами дети не должны оставаться в неведении относительно содержания этого документа.
Работая библиотекарем Детского отделения, я стараюсь «упростить» и «приспособить» к детям статьи Конвенции для того, чтобы они их лучше поняли. Формирование личностного отношения к правам человека способствует определенный эмоциональный настрой, который легко создается посредством использования разнообразных форм работы: познавательной игры «Как я стал Неболейкой» (при изучении статей 26 – 27): экологической сказки «В гости к Экошке»; брейн-рингу «Чему нас учат в школе» (ст. 28 – 29) или ролевой игры «Послушайте, это говорю Я!» (ст. 12 – 16).
Подобные занятия по изучению Конвенции о правах способствуют информированности детей, их социальной адаптации, развитию интеллекта, правильному отношению к окружающему миру.
Для того, чтобы мероприятия проходили интересно, ярко и необычно, я стараюсь использовать новые читательские технологии, например буктрейлеры – короткие видеоролики, созданный по мотивам книги, синквейны или сочетание знаменитого метода «Шести шляп мышлении» Эдварда де Боно и сказкотерапии. Замечательный цветовой приём позволяет вместе с усвоением цветовой гаммы применять те или иные стили мышления.
Метод шляп в сказкотерапии может удачно применяться в качестве дополнительного образования по развитию детей. Шляпы дают большой простор творчеству, и таким образом появляется возможность о сложных психических процессах говорить просто и весело, и маленькие дети играючи постигают высокие премудрости человеческого познания. И, кстати сказать, не только дети маленькие.
По роду своей библиотечной деятельности мне приходиться работать с разными детьми и, в том числе, с детьми «особенными».
С воспитанниками психоневрологического интерната мы читали и обсуждали сказку «Колобок». Надевая разноцветные шляпы, дети с удовольствием пересказывали краткое содержание сказки (белая шляпа), давали оценку всем героям — положительным (красная шляпа) и отрицательным (черная шляпа). Желтая шляпа надевалась на голову тому, кто хотел бы изменить сказку полностью или только в конце. Зеленая шляпа – это шляпа главного героя сказки. И, наконец, шляпа синяя. Это шляпа того, кто сделает правильный вывод из сказки.
Вот тут-то начинается самое интересное! Выводы были самыми разными, начиная от запрета убегать из интерната, «не верить незнакомцам», «не садиться на нос кому попало» и до (да простят меня читатели за вульгаризм) – «не быть лохом по жизни». Такова психология детей, воспитывающихся вне семьи.
А роль семьи в развитии личности ребенка особенно велика. В основе семейного воспитания стоит любовь, ведь детства, наполненного любовью, хватает на всю жизнь. Поэтому главная задача родителей – создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся. Утверждайте и поддерживайте в детях это ощущение родительской любовью!
Уверенность в защищенности… Вот и день скоро наступит такой – 1 июня – Международный день защиты детей. Казалось бы, от кого и от чего надо защищать детвору? Да от постоянных посягательств на их свободу и жизнь. Ведь когда заканчиваются детские игры в войну и начинаются войны настоящие, дети становятся самой легкой их добычей.
Но не только от пуль и бомб надо защищать детей. И в мирное время их надо спасать от болезней, недоедания, жестокого обращения с ними. Это одно из обязательных условий для избавления от несчастий, обрушивающихся на маленькие семьи и большие народы.
Дети имеют право на счастливое детство и достойное будущее. А будет ли оно таким – зависит от взрослых. Они в ответе за это.
Светлана, огромное спасибо вам за глубину ваших рассуждений, за вашу работу и открытое сердце! Очень заинтересовал метод шести шляп. Я к сожалению, узнала о нем впервые...
Дорогие друзья, поделитесь своей точкой зрения на поднятую тему и поддержите Светлану в комментариях! Дружеская поддержка важна всем нам!
Мира и радости вашим семьям!
С уважением,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
Хорошая статья. Особенно мне понравилась фраза о роли семьи в жизни каждого человека: «детства, наполненного любовью, хватает на всю жизнь». А ведь действительно это так!
Спасибо, Елена. У Вас замечательный сайт. Вы молодец!
Елена, и меня эта фраза «зацепила»...
Очень мудрая статья. Спасибо Светлане. Действительно, много можно интересного организовать с детьми и научить их быть добрыми. И самое главное-защитить наших детей от войны. Дети имеют право быть счастливыми и жить под чистым и мирным небом.
Ольга, спасибо за отзыв. Война совсем рядом с нами, я живу в Ростовской области. Напряжение в городе ощущается очень сильно, даже маленькие дети на мероприятиях к Дню победы спрашивали, что страшнее — гражданская война или отечественная. Кто мог представить, что такое может случиться у наших соседей.
Да, дети, как губка, впитывают все, о чем мы говорим, о чем переживаем... Пусть все будет хорошо!
Как здорово, когда с детьми (и особенными, и обычными) общается такой добрый, креативный человек, как Светлана.
Очень понравились Ваши игры с детьми.
Светлана, а Вы с детками какого возраста больше всего общаетесь?
Людмила, спасибо за отзыв. Я работаю на абонементе с детьми среднего школьного возраста (4 — 5 класс). Но в нашем детском отделении есть даже такие «читатели», которых мамы записывают с возраста 2-х месяцев. Детские книги сейчас очень дорогие и не каждая семья может позволить себе их покупку. Радует то, что многие молодые семьи понимают, что приучать детей к чтению необходимо с младенчества. Иначе ребенок вырастет эмоционально глухим. Он будет четко знать, что это — хлеб, а это — ведерко. А вот что такое добро, счастье, поддержка друзей и так далее, возможно, не узнает никогда в жизни. Сейчас время такое жесткое и многие думают и говорят, что пусть дети лучше узнают как «делать деньги» и устроятся хорошо в жизни. Все это тоже пусть имеет место. Но жизнь ведь заключается не только в этом.Пусть наши дети будут просто добрыми и порядочными людьми. И мы — такие счастливые — рядом с ними (как можно дольше).
Светлана, золотые слова вы говорите! Спасибо вам за ваш труд, за то, что несете людям добро и мир увлеченного чтения!
Светлана, как замечательно, что вы работаете вот с такими мудрыми мамочками и детишками. Видно сразу, какой вы влюбленный в свое дело человек. В наше время это так важно приобщать детей к книгам. Спасибо вам за работу. Удачи вам в конкурсе. Очень интересная тема.
Ирина, спасибо за отзыв. Побывала и на Вашем сайте. Приятно было узнать, что Вы живете в Ярославле. Мой папа был оттуда родом ( из Песочного). Жаль, его нет уже второй год и Вы так хорошо написали об отношении к родителям. Вы добрый человек, счастья Вам и всем тем людям, кто рядом с Вами.
Прекрастные строки! Светлана, Вы просто молодей,у Ваша такая отзывчивая и неравнодушная к детям душа! Желаю Вам победы!
Ольга, спасибо Вам и всем, кто прочитал мою статью.