Куклотерапия для взрослых и детей

Людмила Поцепун   19.11.2018

Что такое куклотерапия? Чем она отличается от просто игры в куклы? Как она может помочь маленьким и взрослым клиентам? Можно ли практиковать куклотерапию в домашних условиях? Об этом – в нашей статье рассказывает профессиональный психолог Анна Кутявина.

Куклы – большие и маленькие, пупсы и «взрослые» Барби  — неизменный атрибут детства. Редкие дети не любят играть в куклы, особенно девочки. А мальчишки с удовольствием устраивают домашние театры с пальчиковыми куклами и увлеченно играют с роботами и фигурками лего. И эти игры очень и очень увлекают.

Испокон веков люди наделяли куклы особым, ритуальным значением. Так, например, на Руси новорожденному малышу дарили тряпичную куклу-символ защиты от нечистой силы. Молодой невесте предлагали куколку, оберегающую от бесплодия. И даже в родах женщине клали в постель специальную куклу для облегчения боли и успешного разрешения.

Время прошло, но кукла не осталась забытой. Более того, теперь ее используют в психологии, как чудесного и верного помощника в лечении многих проблем. Что же полезного несет в себе куклотерапия, и с какими запросами к ней обращаются?

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужна?

Возникновение и суть куклотерапии

Куклотерапия — это направление психотерапии, которое использует куклу в качестве основного приема психокоррекционного воздействия. При этом, кукла служит своеобразным посредником между ребенком и взрослым, клиентом и терапевтом.

Точное время возникновения термина «куклотерапия» не сохранилось в истории. Но известно, что еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт из Уэльса использовал кукольный театр, чтобы снимать детские неврозы, связанные с прививками.

Куклотерапия для детей широко используется в разных направлениях психотерапии: игротерапии, арт-терапии, психодраме, сказкотерапии.

По сути, куклотерапия — это способ психокоррекции состояний человека при помощи кукол. И применяться она может в разных формах. Одна из самых частых и наиболее действенных форм — «кукольный театр». При этом, сюжет спектакля может быть написан специально для данной ситуации, а может быть взят из готовой сказки или пьесы.

Функции куклотерапии

В психотерапии выделяют пять главных функций куклотерапии:

  1. Воспитательная функция. Она, пожалуй, самая важная. С помощью этого свойства куклотерапии происходит психокоррекция разных проявлений личности, через импровизированное «проживание» сложных жизненных перипетий.
  2. Обучающая функция – через игру с куклами ребенок получает новые знания о мире вокруг него.
  3. Развивающая функция — отвечает за развитие у ребенка сложных физических и психических процессов: мелкой моторики пальцев, концентрации внимания, долгосрочной памяти.
  4. Функция общения, или коммуникативная — куклотерапия помогает ребенку проще и легче установить контакт с ровесниками, чувствовать себя уютнее даже в незнакомом обществе.
  5. Релаксационная функция – отвечает за расслабление, снятие эмоционального напряжения. А это важно и ребенку, и взрослому.

Кукла в руках человека – своеобразная ширма, за которой он может спрятаться, отгородиться от себя и полностью раскрыться.

В чем еще может помочь куклотерапия?

  • В диагностике – в процессе игры с куклами человек может точно рассказать о событиях в своей жизни, своих чувствах и желаниях.
  • В обучении навыкам саморегуляции, управления эмоциями.
  • В разрешении внутренних конфликтов — здесь чаще всего используют тряпичную куклу.
  • В развитии речи – играя с куклой, малыш легче и быстрее научится разговаривать. В данном направлении большую помощь оказывают родные и «до боли» знакомые русские народные сказки.
  • В профилактике и лечении страхов.
  • В коррекции семейных отношений.
  • В лечении таких проблем, как заикание, энурез.
  • В социальной реабилитации инвалидов.
  • В раскрепощении, расслаблении замкнутого или застенчивого человека.
  • В формулировании желаемого образа будущей жизни.
  • И, конечно, в развитии креатива, творческих способностей, образного мышления.

Само по себе создание рукотворной куклы – акт целительства. И многие клиенты, попавшие на прием к куклотерапевту, со временем сами «заболевают» куклами: начинают изучать эту тему, изготавливать свои куклы, искать новые техники, даже открывать свои кружки и курсы куклотерапии.

Для работы с детьми кукла – невероятная находка. Ведь малышу с проблемами нередко бывает трудно открыться, заговорить с незнакомым человеком. А кукла – совсем другое дело. Она привлекает внимание, может первая «заговорить» с ребенком. И он может взять поговорить от ее имени.

Сама по себе кукла – это миниатюрный образ человека, и она может восприниматься как носитель архетипа – нашего бессознательного.

Куклотерапия в домашних условиях

Куклотерапевты часто для работы с эмоциями используют специальный набор из однотипных кукол, у которых разное выражение лица. Здесь есть куклы, которые символизируют радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, страх. Задача такой работы – попробовать «на вкус» разные эмоции, научиться свободно и спокойно их испытывать и переключаться между ними.

Еще один способ работы с куклой – изготовление плоской куклы, к примеру, из плотного картона. Можно вырезать фигуру, олицетворяющую страх, тревогу, а затем подвесить ее на нитку или тонкую веревку и смело управлять своим чувством. Это позволяет выйти за рамки привычных эмоций и посмотреть на них как бы со стороны.

Но не только в кабинете психолога можно заниматься куклотерапией. Вполне можно использовать ее и в домашних условиях.

Вот варианты домашней игры с куклой:

  • Присмотритесь, во что любит играть ребенок, как он играет, и просто поиграйте вместе. Так вы сможете почувствовать, что у него сейчас на душе.
  • Поставьте вместе с ребенком, а лучше – всей семьей кукольный театр. Можно выбрать тему, которая актуальна для вас, и проиграть ее вместе.
  • Создайте куклу своими руками, предложите этот процесс ребенку. Порукодельничайте вместе.

Примеры заданий в куклотерапии

Предлагаю вам попробовать несколько интересных вариантов создания куклы.

Создание тряпичной куклы

Вам понадобятся материалы: лоскут ткани (лен или хлопок), квадрат ткани белого цвета, приблизительно с носовой платок, несколько ярких кусочков ткани, нитки.

Алгоритм работы:

  1. Сверните хлопковую или льняную ткань в трубочку.
  2. Уложите ее по диагонали на середину белого квадрата.
  3. Сверху загните ткань, заверните в нее часть трубочки.
  4. Отступив треть от края, перетяните все ниточкой. У вас получилась голова и шея.
  5. Перевяжите нитками два угла ткани, привязанной к трубочке, — это будут руки куклы.
  6. Посередине обмотайте туловище свободной частью белого квадрата и зафиксируйте нитками на месте талии.
  7. Повяжите на голову платочек из яркого лоскутка.
  8. Из второго кусочка сделайте юбку, из третьего – фартук.

Далее с этой куклой можно играть.

Архетипическая марионетка

В данном случае нужно настроиться и сделать куклу, которая будет очень похожа на то или иное ваше состояние, или она могла бы сыграть это состояние в кукольном театре, или вместе с вами объяснила бы окружающим, что с вами происходит.

Здесь работа с куклой-марионеткой состоит из двух фаз: изготовления куклы и   последующей работы с ней. Но бывает так, что достаточно даже простого создания куклы, и происходит высвобождение. Тогда больше ничего делать и не надо.

Важный момент – эту куклу необходимо сделать за один присест, не отрываясь надолго, чтобы не растерять заложенные в нее эмоции, настроение и чувства.

Смастерить такую куклу можно из двух лоскутов ткани, сложив их в четыре раза и посредине сделав небольшое отверстие.

Далее через это отверстие протягивается кончик ранее подготовленного кусочка ваты, обтянутого светлой тканью — это голова.

Сбоку из обтянутых кусочков ваты поменьше пришиваются ручки-кулачки.

Руки подвязываются на нить, голова – на вторую нить.

Готовую куклу «водят», как в театре.

Архетипическая марионетка помогает человеку найти ответ на главный вопрос:

«Кто я? Что я есть?»

Работая с ней, каждый может научиться понимать и принимать себя, свою самоценность и самодостаточность.

Обязательно попробуйте дома сами и с детьми предложенные техники. Желаю вам много энергии, творчества и радости!

Смотрите и другие наши статьи по арт-терапии:

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужно?

Упражнения арт-терапии.

Песочная арт-терапия для детей и взрослых.

Мандалотерапия и ее польза.

Сказкотерапия — мамина помощница

Анна Кутявина

Специально для сайта «Цветы жизни».

Загрузка...


Просмотров: 125

Комментарии 6 комментариев

  • Многие взрослые очень любят собирать куколок или вообще делать их.

    • У многих это и вовсе становится профессией))) А как творчество, оно просто прекрасно!

  • Познавательно, спасибо! Много нового узнала о куклотерапии.

    Ну а кукольный театр, без сомнения, понравится любому малышу.

    • Кукольный театр — это классика... Классика дружбы, общения, радости...

  • Сейчас можно купить готовые наборы пальчиковых кукол, кукол-марионеток, перчаточных кукол. Если есть возможность, стоит приобрести хотя бы один набор. И посмотреть, с кем из предложенных в наборе персонажей ассоциирует себя ребёнок.

    • У нас есть набор пальчиковых кукол по мотивам русских народных сказок. Дети уже выросли, но стоит достать этих кукол... сразу внимание переключается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *