Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, лечение

Людмила Поцепун   13.08.2021

Становление речи у малыша – это сложный процесс, в котором участвует множество факторов. Педиатрическое сообщество разработало возрастные нормы, когда происходит тот или иной этап психомоторного развития и несмотря на то, что временные рамки очень индивидуальны, любое отклонение от этих сроков должно стать поводом обратиться к специалисту. Чем раньше врач сможет поставить диагноз, тем успешнее будет коррекция задержки речи. И ответственность за своевременное выявление ранних признаков задержки речевого развития лежит на родителях.

Так как же распознать задержку речевого развития? Какие признаки могут помочь Вам вовремя забить тревогу и обратиться к специалисту ? Какие современные методы лечения задержки речевого развития есть в арсенале врачей сейчас? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в нашей статье.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) не является самостоятельным диагнозом. ЗПРР характеризует наличие отклонений в развитии головного мозга или центральной нервной системы. Существует множество факторов, провоцирующих задержку речевого развития . К ним относятся осложненное течение беременности, внутриутробная гипоксия плода, тяжелые роды или родовые травмы, врожденные аномалии развития и генетические заболевания.

Первые три года жизни отличаются наибольшей интенсивностью и скоростью развития. В этот возрастной период ребенок приобретает основные навыки говорения, понимания речи, интонационной окраски голоса. Признаки, характеризующие диагноз задержки речевого развития отличаются в зависимости от возраста и проявляются уже к первому полугодию жизни. Что должен уметь ребенок в разном возрасте?

6 месяцев: пытается имитировать звуки, наблюдать за движениями губ взрослого, показывать свой голод, пытаться смеяться.

9-10 месяцев: должен реагировать на свое имя, понимать простые слова, такие как «дай», «положи», пытается подрожать словам, которые часто слышит вокруг себя.

1 год: начинает учить новые слова каждую неделю, пытается составить простые предложения, понимает речь обращенную к нему взрослым, отвечает на простые вопросы, показывает части тела и животных.

1,5 года: пытается подражать звукам зверей, понимая какой звук издает конкретное животное. Учится находить похожие по цвету и форме предметы, пытается называть их.

2 года: начинает изъясняться сложными предложениями, используя прилагательные и местоимения.

Если отставание составляет пол года или больше, стоит задуматься , нет ли у ребенка признаков задержки речевого развития.

Симптомы отставания развития разнообразны

При задержке речевого развития словарный запас ребенка резко снижен в сравнении со сверстниками. В своем разговоре малыш использует только отдельные слова, в то время как по возрастным нормам должен уметь составлять предложения.

Задержка психоречевого развития же отличается тем, что ребенок понимает простую речь, но в диалог не вступает. Играет на примитивном уровне, без конкретной цели и сценария игры. Зачастую отсутствуют навыки самообслуживания.

Моторная алалия характеризуется сохранностью интеллекта, при полном отсутствие речи. Ребенок успешно справляется с поставленными задачами, умеет самостоятельно одеваться и принимать пищу, выполняет просьбы и задания логопеда или воспитателя.

При сенсомоторной алалии ребенок не воспринимает целые слова. Вся речь для него звучит как отдельные звуки. Следовательно, названия предметов не запоминаются, нет понимания речи.

Недоразвитость речевого аппарата на нейросенсорном уровне также может стать причиной того, что ребенок не говорит. Дизартрия появляется при повреждение разных отделов головного мозга : ствола, коры или мозжечка. У детей с диагнозом дизартрия обычно приоткрыт рот, происходит непроизвольное слюнотечение. Произношение звуков затруднено, так как ребенок не может произнести слово из-за органических повреждений.

Отсутствие речи может быть симптомом аутизма, своевременная диагностика которого определяет дальнейшее развитие. Для аутизма характерна эхолалия – состояние, при котором ребенок повторяет слова, не понимая смысла сказанного

Лечение задержки речевого развития у ребенка.

Лечение ребенка с задержкой речевого развития различного генеза должно начинаться с установки первопричины. Грамотную диагностику и постановку окончательного диагноза выполняет врач-невролог или логопед-дефектолог. Как и при любом другом заболевании, врач должен выяснить как протекала беременность, были ли осложнения или угрозы выкидыша. Так же важно как малыш ведет себя дома: тих ли он или беспокоен, есть ли проявления агрессии по отношению к себе и окружающим, понимает ли он речь, издает ли звуки, пытается ли повторить простые слова.

После сбора анамнеза, физикального осмотра и установки предварительного диагноза, врач может назначить дополнительные инструментальные обследования, такие как электроэнцефалография, ультразвуковая диагностика головного мозга, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.

Электроэнцефалография является наиболее доступным и информативным методом диагностики, который используют для оценки деятельности головного мозга.

При ультразвуковой диагностике оценивают состояние сосудов мозга.

На компьютерной томографии можно выявить гидроцефалию, структурные аномалии развития и различные повреждения коры больших полушарий головного мозга.

Магнитно-резонансная томография применяется для оценки структуры мягких тканей мозга, его оболочек и их отношения друг к другу.

Лечение задержки речевого развития может проводиться с помощью медикаментозных препаратов и немедикаментозными методами, такими специалистами как логопед и логопед-дефектолог, проведения логопедического массажа или физиотерапии.

Препараты при задержке речевого развития

К лекарственным препаратам, используемым для ускорения речевого развития, чаще всего относят ноотропные препараты, такие как когитум, ноотропил, кортексин.

Одним из самых широкоиспользуемых препаратов для лечения задержки речевого и психоречевого развития является Кортексин. В своем составе он содержит нейропептиды, содержащие L-аминокислоты, микроэлементы и витамины. Кортексин проникает через гематоэнцефалический барьер и обеспечивает адекватное функционирование нейронов головного мозга.

Кортексин обладает ноотропным, нейропротекторным, тканеспецифическим и антиоксидантным действием.

  1. Ноотропное действие проявляется в улучшение высших мозговых функций, процессов обучения , повышает концентрацию и внимания.
  2. Нейропротекторный эффект защищает нейроны от поражения различными экзогенными и эндогенными веществами.
  3. Антиоксидантное действие Кортексина ингибирует перекисное окисление липидов, повышает тропность клеток к кислороду в условиях гипоксии.
  4. Тканеспецифическое действие повышает уровень обменных процессов в клетках коры головного мозга, способствует их восстановлению.

Кортексин применяют даже у новорожденных детей. Раннее начало применения препарат способствует улучшению когнитивных функций. Сообщество детских неврологов применяет Кортексин, так как показатели практического применения у детей с разными причинами задержки речевого развития демонстрируют высокую эффективность применения препарата . Результат от приема препарата заметен уже на 5-6 день.

Рекомендуемые препараты предоставлены сайтом https://korteksin.ru/

Игры при задержке речевого развития

Лечение задержки речи должно идти беспрерывно. Даже самые примитивные на первый взгляд игры, знакомые всем с детства, могут способствовать речевому развития ребенка.

  1. Пальчиковые игры

Такие игры как «Сорока-белобока» и «Ладушки» помогают малышу развивать моторику, внимание, последовательность действий. При игре нужно стараться уделить внимание каждой точке на руке ребенка, а движения рук подкреплять речевыми сигналами « дай руку» , « покажи пальчик» , «повтори». С этих элементарных фраз ребенок начнет улавливать смысл вашей разговорной речи, сопровождая это действиями. Помните, понимание речи взрослых и активной речевой среды является залогом успешного развития речи и правильного формирования речевого поведения в дальнейшем.

2.Сенсорные игры для развития мелкой моторики.

Малыш любит полазить в полках на кухне или играть с посудой ? Используйте это, для развития мелкой моторики. Можно насыпать в глубокую чашу крупу и погрузить туда руки ребенка, чтобы он ощущал структуру, размер, твердость. Любые новые тактильные ощущения вызывают у ребенка улучшение сенсорных навыков, и помогают развивать понимание речи. Предложите ребенку подобрать крышку по размеру или того же цвета, называйте предметы в это время – это поможет сформировать связь слова с формой и текстурой.

3.Рифмы

Один из самых незамысловатых и легких способов пробудить речевой навык – рифмованные четверостишия. На начальном этапе становления речевого навыка дети будут пытаться повторить слоги, которые часто повторяются в связи с тем, что используются для рифмы. При развитии более высокого уровня говорения ребенок пытается дополнить рифму к сказанному слову.

4.Артикуляционная гимнастика

При задержке развития речи стоит уделять большое внимание формированию артикуляционного аппарата. Гимнастику можно проводить в форме игры, показывая ребенку язык, шевеля губами, задувая свечи или выдувая мыльные пузыри. Все это поможет научиться контролировать положение губ, языка относительно зубов, формируя правильное звукообразование. Также важно, что в этот момент ребенок учиться управлять своим дыханием, равномерно подавая его на голосовые связки.

Логомассаж при задержке речевого развития.

Для стимуляции речи необходим комплексный подход ко всем структурам, которые участвуют в формировании речевого навыка. Поэтому при лечение задержки психоречевого и речевого развития необходимо воздействовать в том числе и на мышцы артикуляционного аппарата. Для этого и применяется логопедический массаж. Есть несколько разновидностей логомассажа, в зависимости от того, руками либо же инструментами работает специалист. Различают мануальный ( классический) логомассаж , точечный, зондовый и смешанный вид логомассажа, при котором техники пересекаются в разных комбинациях. Логомассаж должен применяться в совокупности с занятиями у логопеда или логопеда-дефектолога.

Логопедическая работа

Врач-логопед проводит комплексное обследование, подбирает программу работы исходя из признаков, которые есть у ребенка в строго индивидуальном порядке.

Логопед должен учесть все детали, узнать, когда ребенок начал издавать звуки, как реагирует на разговор со взрослым, есть ли понимание речи, выполняет ли ребенок просьбы взрослого.

Работа логопеда и логопеда-дефектолога должна проходить комплексно, важно проявление внимания к малышу. Необходимо, чтобы специалист подобрал подход в каждом конкретном случае.

Профилактика задержки психоречевого и речевого развития.

Важно, чтобы развитие речи не ограничивалось только работой специалистов. Старайтесь как можно больше говорить с детьми, читать им книги, петь песни. Говорите ребенку слова, подкрепляя их изображениями. Не спешите. Позвольте ребенку обработать полученную информацию и дать обратную связь .

В вопросах задержки речи важен систематический подход, подкрепленный положительными эмоциями и любовным фоном в семье.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 13