Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!
При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.
Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.
Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р». Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки. Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.
Сказка о язычке
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.
Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….
Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)
Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)
Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.
А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)
Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)
А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.(О.Перова)
Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.(М.Синицына)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!
Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!
Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!
С теплом,
Людмила Поцепун.
View Comments
Мила, какая же добрая сказка получилась про язычок. Ты Алеше ее рассказывала или недавно придумала?
С такой сказкой легко делать все логопедические упражнения.
Попробую с Олесей позаниматься.
Людмила, этой сказке уже 4 года. У меня Алеша по ней учился (и сейчас еще иногда вспоминаем :-D ) тренировать губы и язык непосредственно перед уроком по произношению звуков.
Здорово, конечно, когда мама - сказочница: столько проблем можно решить!
Мне тоже очень понравилась сказка. Здорово, когда мама такая сказочница...
Спасибо, Ирина! =)
и мне понравилась! обязательно воспользуемся! Спасибо большое что делитесь столь ценным материалом *ROSE*
Александра, мне очень приятно оказаться полезной! Рада, что заходите ко мне! =)
Мила, очень хорошая сказка! Под такую и деткам будет веселее делать упражнения!
Это точно. Занятие в веселье превращается :-D
Очень интересная сказка. А малыши легко эти упражнения делают? :P
Самым маленьким, не все, конечно, поддастся, хотя хорошее настроение будет гарантировано! А 3-4-летние малыши уж точно справятся!
Очень хорошая сказка для таких целей. Артикуляционная гимнастика - это очень важное мероприятие. И очень важно, чтобы ребенок занимался этим с удовольствием! А вот такие сказки этому способствуют.
А еще для произношения хороши чистоговорки. Я про них узнала не так уж и давно, но уже в последние годы уделила им немало внимания. Заходите, познакомьтесь.
Танюша, когда мы с сынишкой занимались над речью - целый ворох этих чистоговорок проговаривали. И да, согласна с тобой, прок от них есть.
К сожалению, и я столкнулась с такой проблемой, когда малыш не выговаривает некоторые звуки. Воспользуюсь вашими упражнениями. Спасибо вам за них
Желаю вам удачи и терпения! =) Успехи наших деток во многом зависят от нас!
Пришла почитать про упражнения с язычком, а опять связалась с пазлом! Отправила описание. А за зарядку с язычком спасибо!
Спасибо, Альфия! Рада вашему участию! =)
Молодец, Сказка хорошая. Пазл тоже красивый, сегодня я его долго собирала.Привет мальчикам
Спасибо, родная! Привет передам! ;)
Замечательная сказка. У нас дочка еще не все звуки произносит верно, поэтому отдельное спасибо за замечательное пособие для занятий артикуляционной гимнастикой.
Елена, мне будет очень приятно оказаться полезной для вас с доченькой! =) У меня Алеша воспринимал сказку на "Ура" и во многом, благодаря ей, занятия проходили продуктивнее и результативнее =) Спасибо вам.