Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!

При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.

Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р».  Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за  движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки.  Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

                             (М.Синицына)

            Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                                     (О.Петрова)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                               (М.Синицына)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

                                                               (М.Синицына)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

                                                           (М.Синицына)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

                                    (М.Синицына)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

                                           (М.Синицына)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

                                 (О.Перова)

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

                        (М.Синицына)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!

С теплом,

Людмила Поцепун.


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Людмила Поцепун

View Comments

  • Мила, какая же добрая сказка получилась про язычок. Ты Алеше ее рассказывала или недавно придумала?
    С такой сказкой легко делать все логопедические упражнения.
    Попробую с Олесей позаниматься.

    • Людмила, этой сказке уже 4 года. У меня Алеша по ней учился (и сейчас еще иногда вспоминаем :-D ) тренировать губы и язык непосредственно перед уроком по произношению звуков.

      • Здорово, конечно, когда мама - сказочница: столько проблем можно решить!

  • Мне тоже очень понравилась сказка. Здорово, когда мама такая сказочница...

  • и мне понравилась! обязательно воспользуемся! Спасибо большое что делитесь столь ценным материалом *ROSE*

    • Александра, мне очень приятно оказаться полезной! Рада, что заходите ко мне! =)

  • Мила, очень хорошая сказка! Под такую и деткам будет веселее делать упражнения!

    • Это точно. Занятие в веселье превращается :-D

  • Очень интересная сказка. А малыши легко эти упражнения делают? :P

    • Самым маленьким, не все, конечно, поддастся, хотя хорошее настроение будет гарантировано! А 3-4-летние малыши уж точно справятся!

  • Очень хорошая сказка для таких целей. Артикуляционная гимнастика - это очень важное мероприятие. И очень важно, чтобы ребенок занимался этим с удовольствием! А вот такие сказки этому способствуют.
    А еще для произношения хороши чистоговорки. Я про них узнала не так уж и давно, но уже в последние годы уделила им немало внимания. Заходите, познакомьтесь.

    • Танюша, когда мы с сынишкой занимались над речью - целый ворох этих чистоговорок проговаривали. И да, согласна с тобой, прок от них есть.

  • К сожалению, и я столкнулась с такой проблемой, когда малыш не выговаривает некоторые звуки. Воспользуюсь вашими упражнениями. Спасибо вам за них

    • Желаю вам удачи и терпения! =) Успехи наших деток во многом зависят от нас!

  • Пришла почитать про упражнения с язычком, а опять связалась с пазлом! Отправила описание. А за зарядку с язычком спасибо!

    • Спасибо, Альфия! Рада вашему участию! =)

  • Молодец, Сказка хорошая. Пазл тоже красивый, сегодня я его долго собирала.Привет мальчикам

    • Спасибо, родная! Привет передам! ;)

  • Замечательная сказка. У нас дочка еще не все звуки произносит верно, поэтому отдельное спасибо за замечательное пособие для занятий артикуляционной гимнастикой.

    • Елена, мне будет очень приятно оказаться полезной для вас с доченькой! =) У меня Алеша воспринимал сказку на "Ура" и во многом, благодаря ей, занятия проходили продуктивнее и результативнее =) Спасибо вам.

Recent Posts

Божья коровка... почему так называется

Уникальные божеские создания населяют нашу красавицу Землю. Люди, животные, насекомые, растения... потрясающий тандем иногда даже…

1 день ago

Земля — планета счастья и любви! Стихи ко Дню Земли

Красивая, добрая, щедрая планета Земля - наш единый общий дом. Дом, в котором мы с…

6 дней ago

Как написать сказку. Лайтовый план для волшебной сказки

Любите ли вы сказки так, как люблю их я? Уверена, что да! Мне как большой…

1 неделя ago

Почему он делает это? Ланди Бакрофт

Современные психологи считают, что общество сегодня страдает "нарциссизмом" в целом. Однако, если копнуть в ячейку…

2 недели ago

5 жизненно важных витаминов для крепких зубов и здоровых десен

Здоровые зубы и десны являются неотъемлемой частью общего благополучия человека. Они обеспечивают правильное пищеварение, ослепительную…

2 недели ago

Эссенция дачного уюта: выбираем товары для идеального отдыха

Дача — это не просто место для выращивания овощей и фруктов, но и уголок для…

2 недели ago