Каждый родитель обеспокоен правильным развитием своего ребенка. Каждому хочется вырастить гармонично-развитого человека, успешного в жизни. Одним из важных аспектов развития ребенка является речь. О том, какие нормы речевого развития детей существуют и какие игры способствуют наиболее быстрому развитию речи мы сегодня поговорим. В данном разговоре нам поможет педагог, психолог и просто замечательный человек Марина Таланина.
Игры в развитии речи ребенка
Речь ребенка начинает развиваться именно в раннем возрасте в результате развития малыша и путем использования разнообразных дидактических игр, при помощи которых взрослые в состоянии грамотно стимулировать дальнейший процесс запуска речи у своего чада. Детский мозг после рождения очень податлив и с радостью откликается на образовательные старания родителей.
Игры в развитии речи детей имеют очень важное значение, поскольку стимулируют определенные участки мозга, побуждая малышей к тому, чтобы активно говорить. Игры:
- стимулируют зоны мозга ребенка, отвечающие за речь;
- обогащают словарный запас;
- формируют правильную структуру языка;
- вызывают интерес к общению со сверстниками;
- развивают речь.
Норма речевого развития детей
Какова же норма речевого развития детей по возрастам? Давайте составим небольшую таблицу:
1-1,5 г. |
|
1,5 – 2,5 г. |
|
2,5 – 3 г. |
|
3 – 4 г. |
|
4-5 лет |
|
5-6 лет |
|
Итак, мы с вами рассмотрели нормы речевого развития детей по возрастам, а теперь приведем эффективные и увлекательные дидактические игры по развитию речи.
Дидактические игры по развитию речи
Помимо того, что данные игры хорошо развивают речь ребенка, они способствуют формированию массы других полезных умений и навыков, через которые, собственно, мы и влияем на появление речи у малыша. Игры расположены в порядке постепенного усложнения, то есть сначала для самых маленьких, а потом для деток постарше.
Игра «Веселые ежата»
В эту игру играют с помощью бельевых прищепок, при помощи которых очень активно развивается кисть и те самые пальцы, которые впоследствии так важны в процессе письма.
Что понадобится: фигурки ежей, вырезанные из цветного картона и разноцветные прищепки или скрепки.
Как играть: берем ежа и «прищепливаем» к его спинке прищепки, которые должны будут служить ему иголками. Нужно подобрать прищепки по цвету самого ежа.
Можно усложнить задачу и попросить малыша подобрать иголки другого цвета (в этом случае мы будем развивать еще и цветовосприятие ребенка).
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, развитие мелкой моторики и цветовосприятия у детей.
Солнышко.
Что понадобится: большой круг из желтой материи с пришитыми глазками и ротиком, чтобы было веселее, и солнышко казалось живым. По краю солнечного круга делаем прорези под размер пуговиц. Из такой же ткани вырезаем лучи для солнышка, к каждому из которых пришиваем пуговку.
Как играть: задача малыша пристегнуть к солнышку лучики.
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, овладение навыками застегивания одежды и пользования столовыми приборами.
Манное рисование.
Что понадобится: детский столик, на котором мы рассыпаем манную крупу.
Как играть: пальчиками малыш создает на крупе рисунки, согласно его фантазии.
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, тщательное формирование мелкой моторики малыша.
Одной из таких игр может стать и нетрадиционное рисование.
Шарико-кубиковая игра.
Что понадобится: две желтых корзины, две красных корзины, мячи и кубики желтого и красного цветов.
Как играть: положить в корзину шарик или кубик такого же цвета.
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, развитие цветовосприятия, развитие понятия о геометрических фигурах, навыков поисковых действий и прогнозирования того, что получится.
Игра в маленькие и большие предметы.
Что понадобится: разные по размеру мячи, кубики и корзинки: большие и маленькие.
Как играть: соотнести мячи и кубики по размеру с корзинами.
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, формирование понятий о величине, о различии и тождестве предметов по величине, пополнение пассивного словаря.
Форма и цвет.
Что понадобится: шарики, кубики, кирпичи и крыши, разные по форме и цвету.
Как играть: попросить ребенка построить дом согласно инструкции (шарик, кубик, кирпич, крыша).
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, умение действовать по инструкции, понимание формы и цвета.
Волшебный мешочек.
Что понадобится: мешочек, шарики и кубики, разные по цвету и форме.
Как играть: необходимо рассмотреть и описать с ребенком каждый предмет, спрятать их в приготовленный мешочек. Перемешать. Ребенку нужно, ощупав предмет, не гладя на него, определить форму предмета и назвать ее, а потом проверить, верно ли отгадано.
Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за развитие речи, умение различать и характеризовать форму и цвет, активизация и пополнения словарного запаса малыша за счет прилагательных.
Большой и маленький дом
Что понадобится: 2 игрушечных домика: большой и маленький, игрушечный зайчик и медвежонок.
Как играть: взрослый рассказывает малышу, что зайчик должен жить в маленьком домике, а медвежонок - в большом. Ребенок должен правильно поселить зверят в соответствующие их размеру домики и рассказать об этом, описав размер домиков.
Цель игры: развитие координации речи, пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка.
Какой?
Что понадобится: очень много разноцветных предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни.
Как играть: называем игрушку и предлагаем ребенку ее найти и описать.
Цель игры: пополнение и совершенствование словарного запаса малыша.
Букет.
Что понадобится: разноцветные квадратики картона, картинки, где изображены цветы.
Как играть: малыш получает несколько разноцветных карточек и подбирает цветы по цвету его карточек. Так, получается букет. Затем ребенок объясняет, почему он подобрал именно этот цветок. «Я взял ромашку, потому что она белая, как и моя карточка.
Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка, ориентировка по цвету.
Волшебная корзнка.
Что понадобится: игрушечная корзинка, игрушечные овощи и фрукты.
Как играть: спрятать в корзинке овощи и фрукты. Взрослый достает их по очереди и просит игрока дать название продукту и описать его (размер, цвет и т.д.).
Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов малыша, распознавание различных признаков предметов.
Как видите, значение игр в жизни малыша настолько велико, что от них напрямую зависит весь процесс дальнейшего успешного говорения ребенка.
Ожившие буквы.
Что понадобится: карточки с изображением букв, много разных картинок с предметами.
Как играть: выбираем любую картинку и составляем из букв ее название, выкладывая буквы по порядку. Если в игре участвует группа детей, то они исполняют роль букв, выстраиваясь в нужном порядке и образуя требуемое слово.
Цель игры: приобрести навыки анализа звуков и букв.
Замечательный звук.
Что понадобится: много картинок с изображение предметов, людей и животных, много картинок со звуками.
Как играть: раскладываем картинки на столе и собираем их в несколько стопок по начальному звуку: [П] – петух, подушка, пальма; [О] – оса, обруч, озеро и т.д.
Цель игры: приобрести навык распознавания звуков в слове и выделения начального звука.
Все игры простые, но глубоко эффективные. К тому же практически все из них можно изготовить самостоятельно, ну или посетить интернет магазин детских товаров и приобрести готовые комплекты карточек или картинок.
В качестве игры могут выступать и логопедические песенки. В этом видео представлено несколько таких детских песен.
И правда, лучшее, что мы можем дать нашим детям — нашу любовь и наше общение! И тогда они будут развиваться гармонично и успешно. Играйте с детками чаще!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
Мы любили играть в театр. У нас был и большой, с куклами на руку, и простые магнитные досочки с фигурками и декорациями. И сами сочиняли и существующие сказки играли. Детям нравилось и для развития речи отлично
Сейчас они уже самосотоятельно нам спектакли домашние устраивают
Ой, как это здорово, когда детки сами ставят спектакли!.. Важнейшая часть детства!
С малышами нужно постоянно разговаривать, играть, учить стихи, чтобы развивать речь ребенка.
Как я согласна с вами, Оля! Разговор — это еще и важная часть воспитания. Просто разговаривать...
Игры интересные, но, к сожалению, не во все можно играть. У нас 2,5 года, но он не разговаривает. И привлечь его внимание очень сложно. Особенно, когда он не понимает, что от него хотят.
Нельзя забывать, что все детки индивидуальны, и к каждому нужен свой подход. Для этого и существуем мы, мамы