Что делать, когда эмоции выходят из-под контроля?

Друзья мои, сегодня у меня снова гостья! Замечательная, добрая и внимательная мама и профессиональный психолог — Елена Пятницкая. К началу учебного года у нас была интересная беседа о школе, а сегодня Елена расскажет нам, как бороться с негативными эмоциями. Елена, тебе слово...

Все мы – люди испытываем разные эмоции и далеко не все из них положительные. Раздражение, злость, негодование, гнев – не такие уж и редкие спутники семейной жизни. А как хочется мира и спокойствия в семье! Этого хотят все члены семьи, но парадокс в том, что, несмотря на обоюдные желания, мир и спокойствие зачастую становятся недостижимой целью.

 Так почему же настолько желаемая гармония в семье так сложно достижима?

Дело в наших эмоциях! Мы не можем испытывать только позитивные эмоции, а чувствовать сложные неприятные отрицательные эмоции нам очень даже свойственно!

 Желая не нагнетать конфликтов, многие решают для себя сдерживаться. Но, что же происходит с такими людьми?

 Они просто надуваются как «мыльный пузырь», вот-вот готовый  взорваться. И этот взрыв рано или поздно наступает и тогда всем вокруг будет совсем не сладко.

 Есть еще такие «герои», которые «не взрываются», а просто постоянно «кипят изнутри». Как правило, такие люди много уступают другим, не желая накалять обстановку, часто молчат и многое недоговаривают (и это очень сильно заметно всей семье), испытывая при этом раздражение и недовольство, забывают о своих потребностях и болеют (психосоматические заболевания далеко не редкость у таких «молчунов»).

 Другими словами, сдерживать свои эмоции – это совсем не выход! «А где же тогда выход?» – спросите Вы. А выход в том, чтобы научиться выражать свои эмоции «необидными» (мирными) для другого человека способами.

Научиться самим и научить этому своих детей!

В конце октября, на площадке социальной сети ВКонтакте в прошел флешмоб «Хочу и ору! или как охладить детские эмоции». Вместе с родителями мы искали способы, с помощью которых можно помочь ребенку выразить свои эмоции и чувствовать себя спокойнее.

И такие способы, на самом деле, очень простые! Мы просто играли со своими детьми в полезные игры! Весь флешмоб состоял из пяти дней, в каждый из которых мы использовали игры разной направленности, каждая из которых по-своему помогала ребенку справиться со своими эмоциями.

 Приведу лишь некоторые примеры, так как программа флешмоба была очень разнообразна.

 Например, в первый день родители отметили, что деткам очень понравилось выгонять «детские упрямки» из подушки, мешочек для криков, а также игра «брось в цель». Игра «Брось в цель» не только способна улучшить самочувствие малыша, но и помогает собрать разбросанные игрушки (игрушки надо бросать на небольшом расстоянии в специальный контейнер или просто тазик).

Игра «Мешочек криков"

Крики и визги для деток — способ справится с накопившимися эмоциями. Когда малыш не в духе, пойдите ему на встречу и позвольте... покричать. Только использовать для криков специальный «мешочек для криков».

Заведите себе такой мешочек. Сделайте это вместе с ребенком, пусть мешочек понравится ему. Пришейте к мешочку завязки, чтобы можно было «завязать» все «кричалки». Обсудите с малышом правила игры: пока мешочек в руках — можно кричать сколько угодно. Но, когда он опускает мешочек, то говорит спокойно.

Во второй день мы изображали различных животных, и в игре работали со снятием напряжения в мышцах ребенка. А также поиграли в пальчиковые игры.


«Медвежата в берлоге» (игры на расслабление мышц тела)
 «Холодно — жарко»
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и малышам стало холодно . Чтобы согреться, медвежата сжались в маленькие клубочки. Снова потеплело. Медвежатам стало жарко и они раскрылись. И так несколько раз, то дует ветер, то светит солнце.


Игра с шарфиком
Пришла медведица и раздала малышам воображаемые шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. И проверили тепло ли шейкам: покрутили головой из стороны в сторону.

  Непрошеная гостья- пчелка
В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз.

Отдых. Мама-медведица укладывает детишек спать, а медвежата, устроившись поудобнее, задремали.
Взрослый предлагает медвежонку снова превратиться в ребенка. Психомышечная тренировка закончена.

В третий день флешмоба мы осваивали рисунок для снятия напряжения  и выражения эмоций. Это была очень глубокая работа, дети рисовали свои эмоции и во время работы освобождались от них.

«Нарисуй свое настроение»

Взрослый спрашивает у ребенка, какое у него сейчас настроение и просит его нарисовать так, как малыш себе это представляет. Это может быть как конкретное изображение, так и просто «размазня» с использованием красок одного или нескольких цветов. Может быть так, что ребенок скажет «Я не знаю как его нарисовать…». Тут можно начать с того, что спросить «А какого цвета твое настроение сейчас?». А затем попросить просто начать рисовать этим цветом. Например «Просто начти рисовать этим цветом, и ты увидишь, как рисунок появится сам…». После того, как рисунок готов, можно немного побеседовать с ребенком и спросить о том, что он нарисовал.
Можно также попросить малыша нарисовать то настроение, которое он хотел бы, чтобы у него было чаще всего.

Четвертый день снова был активным, мы снова играли в подвижные игры: кидали мячики, шалили и даже понарошку дрались. Малышам понравилось! Кое-кто даже жаловался, что ребенка очень трудно остановить. А кто-то писал «Не знаю как ребенку, а мне помогло…».

«Добрые-злые кошки»

Для этой игры понадобится обруч или иными средствами, нарисованный на земле или полу круг.  Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу взрослого превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу взрослого «превращения» заканчиваются, и кошка превращается в добрую и выходит из круга.

Заключительный, пятый день флешмоба мы закончили спокойными играми с водой, сыпучими и пластичными материалами. Это был самый творческий из всех дней. Причем работа велась исключительно с естественными, природными материалами, и в каждой из семей-участников флешмоба появилось по несколько новых детских шедевров!

Игры с песком, горохом, манкой и т.д.

— скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
 - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
 — пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
 - просеивание (горох, манка, сито);
 — пересыпание (перекладывание, перебирание) круп
 — прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

 Вот так простые детские игры могут помочь малышу выразить свои эмоции!

Детям – играть! А что же делать нам – взрослым? Как нам выражать свои эмоции? Что делать, чтобы чувствовать себя спокойнее?

 Ответ на этот вопрос не так-то прост! Играть – недостаточно.

 Важно понимать, откуда на самом деле берутся негативные эмоции, как можно снизить их поток, что делать, когда эмоции нахлынули и как ими управлять.

Комментарии 28 комментариев

  • Елена, Людмила, спасибо за очень полезные идеи для борьбы с негативными эмоциями.

    Эти игры прекрасно подходят и для детей, и для уставших мамочек.

    Будем применять!

  • Прекрасная гостья и хорошие психологические игры для снятия эмоций.Эти игры можно использовать даже при «сборище» разных детей на праздниках для их успокоения.Спасибо

    • Да, действительно, одним разом (одной игрой :-D ) утихомирить шумную компанию детворы. =)

  • да классно!! особенно мешочек криков мне понравился :)

    • Мне тоже он по душе пришелся! Уже подыскали подходящий, будем примерять! =)

      • ой надо прорукодельничать срочно :)

        я когда начала читать подумала что ребенок должен кричать в мешок :)

        я скорее всего модифицирую мешок именно так :)

  • Очень интересные игры, задействуют наши скрытые силы, выводят что-то на поверхность и позволяют разглядеть, переработать и обработать. Или просто отыграть в контролируемой зоне. Здорово. И все как-то мило, игры такие привлекательные, нескучные, неглупые =)

  • Как много интересных игр и рекомендаций. Обязательно во что-нибудь поиграем. А насчет негативных эмоций — каждого они рано или поздно захлестывают. Я стараюсь выходить на природу, там они куда-то уходят и становится легко и хорошо.

    • Вы правы, Мария, лучший источник положительной энергии — лоно природы, чистый воздух, ароматы, красота!.. =)

  • Понравилась идея с мешочком для крика. Действительно, почему бы не сшить специальный мешочек, в который можно покричать? При этом можно изобразить на нём какую-нибудь злючку. =)

    • Оля, идея со злючкой — великолепна! Так еще приятнее кричать — кричать на злючку-колючку, а не в пустой мешочек! =)

  • Замечательные игры для разрядки! Пошла мешочек искать :) И кошка в обруче очень понравилась. Мои сыночки все время кого-нибудь изображают, теперь каждого в обруч и пусть шипят )))

    • Изображая кошку, можно не только вдоволь «порычать», но и актерское мастерство отрепетировать :-D

  • Очень полезные психологические приемы и игры, точно и взрослым пригодятся...

  • Какие хорошие приемы и игры! Большое Вам спасибо! А еще мне кажется, что когда с детьми занимаешься — даже не важно чем — чтением, рукоделием, играешь и т.п. — у них вообще и настроение что надо, и послушание... Проблема в том, что нам все время некогда... У меня дочь 6-летняя, например, больше всего любит, чтобы с ней что угодно делали, лишь бы руководили каким-нибудь интересным процессом... а когда побездельничает — тут сразу и «непослушалки» начинаются, и «упрямки»...

    • Оля, как вы правы, самое бесценное, во всех смыслах — это время, активно проведенное с детками. Оно запоминается больше, и воспитывает лучше =)

  • Спасибо Людмила за полезные советы!!! Обязательно распечатаю и вместе с детьми попробуем поиграть...

  • Очень интересно и игриво о полезном -сама иногда нуждаюсь в выбросе эмоций подобным образом.Благодарю ,Людмила!

  • Великолепный флэшмоб, очень рада, что о нем опять упомянули — пусть как можно больше людей узнают об этих упражнениях, правда? И я еще раз кнопочки нажму)).

    • Светлана, спасибо! Игры у Елены — потрясающие, и я была ими просто очарована. Спасибо Елене, она согласилась заглянуть с ними ко мне в гости =)

  • Интересные игры и способы. Рисование по песку действительно очень успокаивает :)

    • У меня сын очень любит популярные сегодня картинки, которые надо раскрашивать цветным песком. Красиво получается и тоже с «успокоительным действием» ;)

  • Теперь знаю чем занять на дне Рождении и крестнице детишек!

    Спасибо за полезные и интересные игры.

  • Бывают ситуации,когда контроль может дать слабинку и эмоции выходят, но и вместе с ними выходит страх обидеть человека, страх, что мне это вернётся негативом и неприятной ситуацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *