Гиперактивный ребенок? Любим и играем!

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, которых в наше время, к сожалению, становится все больше и больше. Гиперактивность, называемую учеными легкой недостаточностью мозговой функции, которая вполне обратима, как считают, компенсируется в процессе взросления ребенка и формирования его мозга, имеет свои причины.

Причины возникновения симптома дефицита внимания, или гиперактивности:

  • пороки внутриутробного развития плода (асфиксия, токсикоз, недостаточное питание мозга и пр.);
  • нездоровая генетика;
  • тяжелые роды (стремительные или затяжные);
  • родовые травмы;
  • заболевания перенесенные в младенческом возрасте.

Если ребенок гиперактивный, что делать?

Главное, не паниковать и набраться терпения. Основное поведение родителей, бабушек и дедушек в данном случае  — это полное тотальное принятие своего малыша и тотальная любовь к нему. Только так вы сможете оградить своего кроху от агрессии общества, и встать на его защиту, а не присоединиться к армии многочисленных товарищей, недовольных вашим ребенком.

Поверьте, такие дети очень неудобны, а наше общество воспитано в убеждении, что главная задача детей,  – не мешать взрослым. Именно поэтому основной маминой задачей становится задача не дать затравить собственного ребенка и не сделать это самой. Именно на эту тему, обязательно посмотрите мультфильм в конце данной статьи.

Признаки и симптомы гиперактивности

Как узнать, что у вас гиперактивный ребенок, каковы признаки гиперактивности? Вот некоторые из них:

  • отсутствие сна – практически полностью. Если кроха не может долго уснуть (вы укачиваете его в течение 2 -3 часов, и только после этого он с трудом засыпает) и просыпается от малейшего шума, насторожитесь. Это первый признак гиперактивности. При этом любые успокоительные средства дают обратный эффект. Примерно, через 3 дня сон становится еще хуже, а истерики — дольше;
  • быстрая усталость – несмотря на всю свою подвижность, гиперактивный малыш очень быстро утомляется, поэтому он часто капризничает и не способен долго удерживать на чем-то свое внимание;
  • отсутствие терпения и умения ждать — если такой малыш захотел пить, например, то ему надо дать бутылочку немедленно, иначе он тут же закатит истерику, несмотря на все уговоры и увещевания мамы, что сейчас воды нет, а через 5 минут, дома (дом уже виднеется), можно будет попить;
  • непослушание — ребенок совершенно неуправляем. И маме очень часто «достается» от посторонних людей за его поведение;
  • неспособность заканчивать дела – если что-то не получается, оно будет брошено на полпути, а внимание переключится на другой вид деятельности, более легкий;
  • частое наличие проблем с речью и агрессией;
  • ранимость и обидчивость;
  • наличие трудностей с обучением;
  • наличие сложностей в усвоении информации.

Далее с возрастом ребенка становится сложнее:

  • ребенок совершает много ошибок, не замечает детали задачи;
  • не может спокойно сидеть на уроках;
  • забывает полученную информацию (иногда сразу же);
  • часто забывает свои вещи и не помнит, где оставил;
  • теряет игрушки;
  • не слушает речь, которая обращена к нему;
  • не в состоянии самостоятельно спланировать свой день;
  • ерзает на своем месте;
  • производит беспорядочные движения руками и ногами;
  • не в состоянии играть самостоятельно и спокойно;
  • не любит действовать по правилам;
  • мешает людям;
  • не дослушивает до конца, перебивает, отвлекается на свои занятия;
  • убегает с занятий;
  • неаккуратен;
  • непоследователен;
  • постоянно болтает.

Однако не все так плохо, не нужно отчаиваться. Многие гиперактивные детки любознательны, имеют пытливый ум, творческие и интеллектуальные способности, очень любят похвалу и внимание окружающих.

Итак, вы уже поняли, что в вашей семье гиперактивный ребенок. Что делать родителям в этом случае. Родителям гиперактивного ребенка обязательно нужно действовать совместно со специалистами:

  • неврологом;
  • дефектологом;
  • массажистом;
  • остеопатом;
  • логопедом;
  • психологом;
  • физиотерапевтом;
  • педиатром.

Следует отметить, что все это должны быть очень опытные специалисты, которые, видя очевидные отклонения в поведении малыша, не станут утверждать, что у него просто педагогическая запущенность, а главное виновное в этом лицо – его собственная мама, которая абсолютно все неправильно делает. Приготовьтесь к тому, что только «ленивый» вам об этом не скажет, если ваш кроха страдает СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

Многие мамы с проблемными детками попадают в ситуацию травли их окружающими, расстраиваются и постоянно испытывают комплекс собственной неполноценности, давя на ребенка и пытаясь его наказывать, вместо того, чтобы тщательно разобраться в проблеме.

Что же нужно сделать маме, чтобы помочь себе и своему малышу? В первую очередь, советуем доступно и понятно объяснить ситуацию папе. Многие мужчины не могут понять проблемы и стремятся наказать, а то и ударить своих гиперактивных сына или дочь. Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе ребенок озлобится, замкнется в себе, и отношения с отцом будут испорчены полностью и навсегда. Наберитесь терпения и ведите просветительскую работу с мужем, а также с дедушкой и бабушкой ребенка, которые в силу своего возраста и иного воспитания, просто не понимают проблем современных детей, утверждая, что всех раньше воспитывали трудом и ремнем, и таких детей не было в семьях.

Вам придется нелегко, однако найдите поблизости мам, которые понимают вашу ситуацию, и у которых вы сможете найти поддержку, а также заручитесь помощью хороших специалистов. Главное, сохранять спокойствие, последовательность действий и оградить ребенка от насилия в семье и обществе. А далее нужно разработать план обучения ребенка и выработки у него необходимых качеств, которые помогут ему лучше адаптироваться в социуме.

Доктор Комаровский также изложил невероятно полезные правила воспитания гиперактивного ребенка:

Как заниматься с гиперактивным ребенком

Как помочь гиперактивному ребенку? В первую очередь, принять и любить! А ниже представлены конкретные советы для родителей, которые помогут правильно заниматься с гиперактивным малышом:

  1. Набраться терпения. Нельзя требовать от малыша во время занятий выполнения сразу всех заданий и быстрого результата. В данном случае его не будет. Начинать нужно с тренировки какого-то одного навыка, который вы хотите привить вашему ребенку. Например, концентрация внимания, а далее, достигнув результата, переходить к следующему.
  2. Не допускать переутомления. Гиперактивный малыш, несмотря на всю свою подвижность, быстро утомляется, и эффективность занятий резко снижается. Поэтому очень важно переключать его внимание с одного вида деятельности на другой до того, как он устанет. Для таких деток большое значение имеет режим дня, когда есть возможность нормально высыпаться и дышать свежим воздухом в достаточном количестве.
  3. Хвалить малыша. Гиперактивные детки чрезвычайно уязвимы и неуверенны в себе. Именно поэтому похвала мамы и тех, кто рядом, для них особенно важна. Если уж вы наказываете свое чадо, будьте последовательны и делайте это сразу, чтобы малышу было понятно, за что он был наказан. Внешний контроль взрослого по отношению к гиперактивным детям должен быть выстроен очень грамотно.
  4. Заниматься индивидуально. С подвижным ребенком рекомендуется начинать занятия не в группе, а индивидуально. И только потом, когда малыш привыкнет выполнять определенные команды, можно будет привести его в группу детей. Если это сделать раньше, то ребенок, в силу особенностей своей нервной системы, начнет срывать занятия и мешать обучаться другим деткам. Кроме того, гиперактивные малыши не в состоянии соблюдать правила игр. Они капризничают и совершенно отказываются подчиняться. Именно поэтому их стоит приучать постепенно.
  5. Подбирать ребенку игры в следующих направлениях:
  • в сфере управления: учим прилагать волевые усилия;
  • в сфере развития внимания;
  • в сфере мышечного расслабления и снятия тонуса.

Игры для гиперактивных детей

Игры должны быть интересными, чтобы ребенок с удовольствием принимал в них участие.  

  • Игры на внимание:

 Угадай звук.

Попросите ребенка закрыть глаза и создавайте по очереди разные шумы. Это может быть стук мяча по полу, шуршание газетой или целлофановым пакетом, шум погремушки, звякание тарелок или столовых приборов. Попросите малыша прислушаться и угадать, какой предмет производит данный звук.

Исправь текст.

Возьмите любой текст, напечатанный крупным шрифтом. Договоритесь с ребенком, чтобы он внимательно просматривал каждое слово текста и вычеркивал оттуда любую букву (определите по вашему выбору, но это должна быть только одна буква для начала. Когда малыш начнет уверенно справляться с этой работой, можно будет добавить еще одну букву, а потом и еще одну).

Со временем ребенку необходимо будет научиться выделять буквы разными способами, а не только зачеркиванием. Например, выделением их в кружок или квадратик. Введение посторонних шумов также способно усложнить малышу задачу и будет способствовать дополнительной тренировке внимания.

Такое же задание приемлемо с нахождением и перечеркиванием определенных картинок:

Юный профессор.

Спишите из книги текст с ошибками. Ошибки должны быть такими, чтобы ребенок их мог распознать. Т.е. они должны соответствовать возрасту ребенка. Предложите вашему чаду найти, исправить их и поставить вам оценку.

Съедобное-несъедобное.

Классическая игра, когда ребенок ловит мяч, когда ему загадали съедобный предмет, и отталкивает его, когда загадано нечто несъедобное.

  • Игры на расслабление:

Угадай, из чего сделано.

Подготовьте предметы из разных материалов: дерево, мех, вата, бумага, стекло, пластик и т.д. Главное, чтобы все эти вещи были безопасны для здоровья малыша. Предложите вашему чаду после зрительного ознакомления с предметами закрыть глаза и постараться на ощупь определить, что за предмет он трогает, и из какого материала тот сделан.

Напряги- расслабь.

Научите малыша сначала напрягать все мышцы тела, а потом резко их расслаблять. Для этой игры можно использовать образ солдата, командуя ребенку «Смирно!», а потом «Вольно!»

Накачай мяч.

Пусть малыш представит, что он сдутый мяч и изобразит его при помощи своего тела. Взрослый берет насос и делает вид, что надувает этот сдутый мяч. По мере надувания «мяч» напрягает и вытягивает руки и ноги, раздувает живот и щеки. Потом он снова сдувается. Таким образом, чередуется напряжение и расслабление мышц малыша, что благотворно влияет на мышцы и способствует нормализации кровообращения ребенка.

  • Игры на развитие воли:

Молчание-шепот-крик.

Пусть малыш по вашему знаку (о знаках необходимо договариваться заранее), то молчит какое-то время, по следующему знаку начинает говорить шепотом, а потом переходит на громкий голос.

Сигналы речи.

Договоритесь с малышом, что говорить он будет только по вашему сигналу. Когда вы решите, что говорить достаточно, покажите ребенку другой сигнал (оговоренный заранее), чтобы ребенок помолчал какое-то время.

Море волнуется.

Пусть ребенок под музыку совершает любые произвольные движения. Как только взрослый выключает музыку, малышу необходимо замереть в любой выбранной им фигуре на некоторое время. И конечно же, играя, вспомните слова из детства:

Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три...
Морская фигура замри!

  • Игры на коммуникацию:

Знаки.

Пусть ребенок знаками, не произнося ни одного слова, постарается объяснить, что ему от вас нужно, так, чтобы вы угадали. Затем поменяйтесь ролями. Данное упражнение очень полезно в деле развития навыков невербального общения.

Вместе.

Эта игра интересна тем, что приучает детей работать в команде и уступать друг другу. Участвует несколько игроков. Им нужно взять предмет, например, мяч и, зажав его между плечами друг друга, пронести до конца комнаты и обратно. Данное упражнение очень помогает в деле сотрудничества и сплачивает коллектив.

Нарисуем вдвоем.

Двум деткам даем тему для рисования. Одному из них завязываем глаза и вкладываем в руки карандаш. Второй малыш (чьи глаза не завязаны) говорит второму, что он должен нарисовать, таким образом, руководя его действиями. Затем пусть дети поменяются местами и побудут в разных ролях. Данное упражнение учит четко выражать свои мысли и контролировать действия.

Практикуйте эти игры каждый день, наберитесь энтузиазма и терпения. Проявите фантазию, и вы будете вознаграждены. Очень скоро, благодаря тренировкам, ваш малыш  станет более спокойным и выдержанным.

В завершении данного разговора, приглашаю взрослых к просмотру поучительного мультфильма. Да-да, именно взрослых! Гиперактивный ребенок — это норма! Это дар, который нужно принять и беречь! Мудрости всем родителям!

Здоровья, счастья и мира вам и вашим детям!

С теплом,

Марина Таланина.

специально для сайта «Цветы жизни».

Загрузка...


Просмотров: 205

Комментарии 16 комментариев

  • У наших знакомых был ребенок гиперактивный, правда до 3 лет, пошел в детский сад и стал спокойным. Сейчас его не узнать.

    • Всему свое время... И детки и взрослые со временем меняются... Главное — быть терпеливыми и понимающими родителями...

  • Гиперактивный ребенок очень активный, возбудимый. С ними не так просто. Но что делать, нужно принимать таким, какой он есть, заниматься, воспитывать. Может, с годами дети становятся спокойнее.

    • Да, с ними чуточку сложнее, чем с другими, но и они такие же замечательные и любимые дети!

  • В статье очень верно описаны признаки гиперактивности. К сожалению современные педагоги склонны так называть нормальных подвижных детей. А избавиться от этого ярлыка в школе очень сложно.

    • Да, увы, есть и такой момент... Приходится приспосабливаться ко всем, самостоятельно отделяя «зерна от плевел»...

  • Прочитала статью и поняла что у меня сын не гиперактивный, а просто подвижный

    • Очень важное замечание! Ведь тогда и отношение и воспитание немного другое... Желаю вам много любви и терпения!

  • У знакомых ребенок был супер активным. Психологи посоветовали больше занимать его, родители отдали его на «плавание» и «танцы». Ребенка стало не узнать, он стал более спокойным.

    • Безусловно, любой вид спорта полезен! А плавание — кажется и вовсе универсально: и успокаивает, и гармонизирует, и оздоровляет...

  • С гиперактивными детьми сложно, но можно найти ключики и управлять неуёмной энергией. Терпение потребуется огромное.

  • Спасибо, Людмила, за материал. До недавнего времени мой племянник (сейчас 6 лет) был весьма гиперактивным. Очень здорово помогло лечение у остеопата и окулист с последующим ношением очков.

    • Сергей, спасибо за ваш опыт. Действительно очень часто за гиперактивностью скрываются проблемы со здоровьем... Родителям стоит быть очень внимательными.

  • У нас была такая проблема. Энергии через край! Соот ветственно и истерики без поводов...в какие только секции я сына не водила — там ему не нравится. Это был просто ужас, поэтому пошли к специалисту. Невролог нам посоветовала начать с пантокальцина. И тут ребенка как подменили! Он стал усидчивым и спойкойнее. Теперь ходит на футбол.

    • Анна, спасибо за вашу историю! Да, порой и нужных микроэлементов деткам не хватает. Рада, что у вас все восстановилось...

      Счастья вам! *IN LOVE*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *