Физминутка – кратковременный отдых с применением простых упражнений, направленных на поддержание двигательных функций организма. Подобные динамические паузы применяются на занятиях в начальных классах, дошкольных учреждениях и в детских садах.

Организация таких минуток физических разминок необходимо для снятия напряжения и усталости детей. Дошкольникам и младшим школьникам нежелательны длительные интеллектуальные или эмоциональные нагрузки. Небольшая физкультминутка для детей поможет им переключить внимание, отдохнуть и активизироваться.


Зачем нужны физминутки детям

Главная цель разминки – снятие накопившейся усталости при монотонной работе. Подобный вид деятельности характерен при занятиях в школе, центрах раннего развития, уроках живописи или в группе продлённого дня. В результате физминутка в детском саду формирует у воспитанников любовь к активности.

Поддержание физической активности положительно сказывается на процессе восприятия новой информации. Игровая физминутка для дошкольников и школьников помогает наглядно показать ребятам важность и ценность упражнений, а также приобщить детей к спорту.

Польза и преимущества

Динамическая физминутка для деток имеет несколько важных плюсов:

  1. Укрепление осанки – все упражнения подбираются таким образом, чтобы были задействованы все группы мышц;
  2. Работа над вниманием – ребёнок учится переключаться с одной деятельности на другую, отрабатывая концентрацию внимания, физминутка в начальных классах помогает ставить приоритетность задач и улучшает работоспособность;
  3. Сохранение здоровья – общая оздоровительная активность повышает выносливость;
  4. Нахождение контакта с учениками – непринуждённая физминутка помогает установить общение с детьми.

Активная физминутка с движениями проводится в соответствии с предпочтениями наставника. Так, учащиеся могут находиться за партами, стоять у доски, в проёмах между столами или вовсе образовать небольшие группы. Одновременно у школьников отрабатываются важные навыки коммуникации в большом коллективе.

Оздоровительные детские физминутки успешно проводятся в начальных классах школ, детском саду, учреждениях дополнительного образования для дошколят. Упражнения могут быть направлены на разминку глаз, лицевых мышц или всего организма целиком. Форма и периодичность занятий подбирается в зависимости от количества учеников.

Картотека физкультминуток

Предлагаем и вам активизировать работу головного мозга и мышц тела, выполнив несколько физминуток вместе с детьми. У этих небольших упражнений есть еще одно важное преимущество: они точно поднимают настроение тем, кто их выполняет! Не верите? А вы попробуйте!

Кстати, физминутки для самых маленьких деток — это любимые потешки! Особенно обратите внимание на утренние потешки. Вместе с ними весело и просыпаться и днем проводить разминку.

Физкультминутки для младших школьников

Особая примечательность физкульминуток для младших школьников в том, что они могут стать супер-полезной паузой на школьных уроках. Их можно выполнять вместе с детками прямо в классах, встав из-за парт. Подвигавшись в такт ритма стихотворения, детки «проснутся» и активируют мозговую деятельность для поглощения «гранита науки»)))

Многие стихотворения еще и помогают закрепить пройденный материал.

Часики

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Мартышки

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

* * *

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

* * *

Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

* * *

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!

* * *

Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!

* * *

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

* * *

Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

* * *

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

* * *

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)

* * *

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

* * *

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку и закрывают глазки — засыпают.)

Делаем эту разминку вместе с детьми. Исходное положение – ноги на ширине плеч, и далее выполнять движения, согласно тексту стихотворения.

* * *

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!

* * *

Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Выполнять физминутки совсем несложно — просто повторяйте движения согласно рифмованным строчкам:

* * *

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

* * *

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

* * *

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

* * *

Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Упражнение повтори

Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. 

* * *

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

* * *

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Самолёт

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

Юрта

Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

* * *

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

* * *

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

* * *

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Имитируем бег на месте. На предпоследней строчке нужно остановится, на последней потянуться, поднять руки вверх и опустить их через стороны.

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

* * *

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

* * *

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Зарядка для кистей рук

Как часто у маленьких школьников устают ручки от письма и счета. Эти физминутки на уроке взбодрят и помогут отдохнуть. В такт строчкам из стихотворений встряхивайте руками, а также сжимайте и разжимайте пальцы

* * *

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.

* * *

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

* * *

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

* * *

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 

* * *

Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора.

* * *

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

* * *

Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.

* * *

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Цветок

Солнце поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).
Цветочек распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны).
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе).

Замок

(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! (Расцепляем пальцы).

Еще больше физминуток для пальчиков смотрите в статье «Пальчиковая гимнастика».

t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Вот такая большая картотека детских физминуток у нас получилась. Хотя, безусловно, в жизни ребенка должен быть еще и режим дня и питания, спорт, такой как гимнастика или плавание для детей москва, полезны игры с мячом, теннис и другие. Всё — для здоровья детей!

Также приглашаю вас посмотреть музыкальную физминутку для младших школьников:

Желаю вам удачи и позитива от обучения!

С любовью,

Людмила Поцепун.


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Людмила Поцепун

View Comments

  • Физминутки нужны не только детям, но и взрослым. Даже кратковременный отдых с выполнением нескольких упражнений, пойдёт на пользу. А детям это просто необходимо!

  • Такие физминутки очень полезны. Здорово, когда воспитатели и учителя понимают это и делают минутки отдыха.

  • Физминутки - это просто необходимость. Детки устают сидеть на уроке долге. В нашей школе учитель всегда делает какие-нибудь простые упражнения с учениками, да и мы дома стараемся немного подвигаться во время выполнения уроков. Спасибо вам за новые стихотворения.

Recent Posts

Божья коровка... почему так называется

Уникальные божеские создания населяют нашу красавицу Землю. Люди, животные, насекомые, растения... потрясающий тандем иногда даже…

2 дня ago

Земля — планета счастья и любви! Стихи ко Дню Земли

Красивая, добрая, щедрая планета Земля - наш единый общий дом. Дом, в котором мы с…

6 дней ago

Как написать сказку. Лайтовый план для волшебной сказки

Любите ли вы сказки так, как люблю их я? Уверена, что да! Мне как большой…

1 неделя ago

Почему он делает это? Ланди Бакрофт

Современные психологи считают, что общество сегодня страдает "нарциссизмом" в целом. Однако, если копнуть в ячейку…

2 недели ago

5 жизненно важных витаминов для крепких зубов и здоровых десен

Здоровые зубы и десны являются неотъемлемой частью общего благополучия человека. Они обеспечивают правильное пищеварение, ослепительную…

2 недели ago

Эссенция дачного уюта: выбираем товары для идеального отдыха

Дача — это не просто место для выращивания овощей и фруктов, но и уголок для…

2 недели ago