Как часто молодые родители, видя первые достижения маленького дошколенка, мечтают, что в школе ребенок будет с удовольствием выполнять домашние задания, да еще и заниматься сверх заданных уроков. Увы, зачастую бывает все наоборот, то, что вчера ребенку нравилось и он выполнял легко и с удовольствием, сегодня невозможно заставить...
Однако, мир не стоит на месте и домашние задания никто не отменял, как бы не протестовал ребенок или взрослый. Поэтому приглашаю вас обсудить тему невыученных уроков. Если же в вашей семье таких проблем нет вовсе, то также поделитесь в комментариях своими секретами.
Что делать, если ребенок не хочет делать уроки?
Для начала давайте поставим рамки: первое — мы не будем обсуждать качество и продвижение нашей образовательной системы... а просто сосредоточимся на самом главном: на наших детях, которым так или иначе все равно будут нужны знания. Пусть не все, но научить его учиться крайне необходимо, для него!
И второе: нет детей неталантливых, не успешных... даже если ребенок не получает «Пятерки» это не означает, что он какой-то не такой или в чем-то «ущербный».
Причины нежелания ребенка учиться
Есть тысяча и одна причина, почему у ребенка не складывается учебный процесс. Разберем некоторые из них.
1. Физический дисбаланс. Бывает так, что торопя ребенка выполнить домашние задания, родители упускают некоторые важные моменты. Физическое состояние — первое, на что обратить внимание, при категорическом отказе делать уроки сегодня. Ребенку необходимы элементарные условия: отдохнул ли ребенок, не хочет ли он спать, пить, кушать...
Порою достаточно выйти с ребенком на 15 минут на свежий воздух, и вернуться домой уже полными сил и энергией «грызть гранит науки».
2. Психологический дискомфорт. Этот дискомфорт чаще всего даем детям мы, взрослые. Многие родители относятся к учебе слишком серьезно (мы не будем рассматривать их причины), а потому устраивают тотальный контроль, при котором, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Хотелось бы нам познавать новое, если вокруг только требования?
Психологический дискомфорт могут давать ребенку и ссоры и разногласия мамы и папы. Даже если вы ругаетесь за закрытыми дверями, дети все чувствуют... Но ведь как часто взрослые выясняют отношения в открытую, не выбирая при этом выражений?.. Ребенка это выбивает из колеи.
3. Социальный дискомфорт. Я отношу сюда некомпетентность педагогов и возможные разногласия среди одноклассников. Возможно ребенка обижают, или он слишком стеснителен, чтобы что-то спросить или сказать, или же не найден «общий язык» с педагогом. Увы, это тоже грустная нередкость...
4. Банальное непонимание темы. Все дети разные, и к большинству нужен индивидуальный подход, но так как мы условились не обсуждать неидеальность образования, этот самый индивидуальный подход к нашему ребенку должны искать мы, родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами!
Бывает, что ребенок что-то не понял, или пропустил пару уроков и некая тема осталась для него «за бортом». Выясните это, вернитесь по программе назад, помогите восполнить пробел, и очень часто в таком случае, результат не заставит себя долго ждать.
Как мотивировать ребенка делать уроки
Основные причины выяснили, давайте перейдем к решению вечного вопроса: Что делать? Что делать, если ребенок не хочет делать уроки?
1. Вселяйте ребенку уверенность, что все в его силах. Что он все может, что он лучший! И даже, если у него что-то не получается, верьте в него! И говорите ему об этом. Кто-то из мудрых сказал:
Каждому успешному ребенку, поверил хотя бы один взрослый!
Банально... но любите своего ребенка всегда! С любыми оценками и любым поведением... на деле это несколько сложнее, чем на словах, но этому стоит научиться!
2. Не отказывайтесь помогать, но и не навязывайте свою помощь. Все 10 лет школы вы не сможете учиться за него. Хотя некоторые родители этого не понимают. У нас в классе были родители, которые в первом классе писали все прописи вместо ребенка.
3. «Внедряйте» пройденный материал в жизнь. Дети часто задают вопрос: «А зачем мне эта математика (ИЗО, биология, иностранный язык и т.д.)?». Отправьте в магазин. Пусть ребенок посчитает сколько нужно заплатить за список купленных продуктов, и сколько ему дадут сдачи. Обсуждайте вечерами изучаемого автора, литературное произведение, нововведения современных ученых. Попросите научить вас новым иностранным словам, которые он узнал. Покажите на практике, как происходит круговорот воды в природе, как образуется радуга, проверьте действие силы Ньютона, наконец.
Играйте всей семьей в эрудированные и иные настольные игры, позволяйте ему креативить и находить самому решения и ответы на интересующие его вопросы. Оставайтесь при этом «компасом», всегда готовым подсказать верную дорогу.
4. Научите ребенка планировать время. Зачастую, оттягивая выполнение домашних заданий, ребенок просто уверен, что потом у него не останется время поиграть или отдохнуть. Покажите ему, что выполнение уроков может не занимать много времени. В первое время можно даже ставить таймер.
5. Пусть ребенок САМ выбирает, с какого урока ему начать и с какого задания. Пусть усложнение заданий будет постепенным, но при этом, не забывайте об отдыхе. Переутомление — первый враг качественного обучения.
6. Не забывайте о похвале, и обязательном ударении на достигнутых успехах, будь то удавшаяся закорючка в первой прописи или удачно выполненная лабораторная работа.
7. Мотивируйте наградой. Награду каждая семья выбирает сама. Это может быть и семейный выезд на природу после качественной недельной работы, или прогулка и игра вечером, после занятий...
8. И обязательно участвуйте в его личной жизни. Ребенок — это не только оценки, знания... это Личность, у которого есть свои мечты и желания, свои увлечения, свой круг друзей. Интересуйтесь его увлечениями и помогайте достигать целей не только в учебе.
Как улучшить успеваемость ребенка? — привлечь его к совместному творчеству! Я попробовала еще свой любимый метод... Я попросила сына ответить на вопрос: «Что делать родителям, если их ребенок не хочет делать уроки?». И в ответ Алексей написал... сказку! Предлагаю ее вашему вниманию, и напоминаю: это мнение ребенка!
Сказка «Невыученные уроки»
Однажды в большом городе жил мальчик по имени Андрей. Ему было 12 лет и он учился в 6 классе. Мальчик совершенно не любил делать уроки. Ему было лень делать уроки, и вместо выполнения домашних заданий он смотрел телевизор и играл в компьютерные игры. И один раз маме Андрея надоело это все и она наругала его, заперев в комнате:
-Пока не сделаешь все уроки ты не выйдешь из комнаты. Я приду через час проверить, что ты сделал.
И ушла. Мальчик сначала сильно расстроился, но потом закрыл глаза и заснул.
Ему приснилось что он появился в большом красивом сказочном замке. Он оглянулся вокруг и увидел в окне двух мальчиков, они играли в футбол. Андрею тоже захотелось поиграть в футбол. Он быстро соскочил с кровати и побежал к большой железной двери. Когда он потянул за ручку двери, она не открывалась, а заговорила:
-Сколько будет 6*7?
Мальчик ничего не понял, только зажмурившись и вновь открыв глаза, опять дернул за ручку двери.
-Сколько будет 6*7?, — вновь повторила дверь.
Мальчик понял, что ему нужно сказать ответ или его никогда не выпустят отсюда, и начал считать по пальцам. Спустя 5 минут мальчик выдал ответ:
-42!
Дверь открылась, он прошёл в зал. Пока он считал, он забыл про футбол, но теперь ему сильно захотелось кушать. Он увидел еще одну большую железную дверь с надписью “Кухня’. Когда мальчик дернул за ручку двери, она тоже заговорила человеческим голосом:
-Кто написал стихотворение ‘’У лукоморья дуб зеленый’’?
А мальчик не любил читать стихи и не знал ответа, но рядом с ним была библиотека. И он решил заглянуть туда и посмотреть ответ. Спустя 15 минут он нашёл стих и подбежал к двери с ответом:
— А.С. Пушкин! — отчеканил Андрей.
И дверь открылась. Он подошел к холодильнику, а на холодильнике нужно было ввести код. Там было написано ‘’43+37*3=?’’. И мальчик начал считать в уме. Спустя некоторое время, он уже знал ответ и набрал кнопочками «154». Дверь холодильника открылась, Андрей взял там яблочный сок и молочную кашу. Хорошо покушав, он захотел выйти на улицу и поиграть с ребятами в футбол. И вновь наткнутся на большую железную дверь, которая вела на улицу. Он дернул за ручку, уже ожидая вопроса от двери:
-Чем отличается квадрат от треугольника?
И Андрей сразу ответил:
-У квадрата 4 угла, а у треугольника 3!
И дверь открылась, Мальчик радостный побежал на улицу играть с ребятами в футбол. И его команда выиграла со счетом 4:1. А когда они закончили играть, он проснулся и тут мама заходит в его комнату и спрашивает:
-Ты сделал уроки?
Он волнующим голосом отвечает:
-Мам, извини, но я не сделал уроки... потому что я... я уснул. Но я обещаю всегда делать домашние задания вовремя!
Мама его простила и сказала:
-Хорошо,сынок.
Мальчик обрадовался и поцеловал маму в щеку. И с того дня он всегда делает уроки, потому что знания обязательно понадобятся в жизни.
Алексей Поцепун.
Буду благодарна услышать ваше мнение о сказке и всей теме в целом, о вашем опыте, об уроках, которые вынесли вы в своей семье. Как решаются у вас домашние задания? С трудом или на одном дыхании? Пишите!
С уважением и благодарностью,
Людмила Поцепун.
View Comments
Сколько веков прошло, а воз и ныне там, то есть, как заставить ребенка учить уроки )) Интересная статья, спасибо!
Увы... от реальности не убежишь...
Здравствуйте, Людмила! Статья настолько самодостаточна, что могу сказать только одно: не правило, а просто ЗОЛОТО! Огромное Вам спасибо!!!
Здравствуйте, Светлана! И благодарю. Рада, что мои мысли легли так, как хотелось.
Спасибо большое за советы иногда и мне не удаётся заставить малого сесть за уроки, хоть я и воспитатель))
Увы, Татьяна, наличие педагогического опыта у родителя совсем не дает гарантию того, что учеба у ребенка будет гладкой :(
Не все дети с охотой делают уроки. Причины, конечно, разные. Или ребенок не понял материал, или просто лень. Но уроки джелать нужно. И стараться с младших класов приучать детей к самостоятельности. Родителям не стои сильно опекать ребенка и стоять над его головой во время выполнения домашних заданий. Контроль, но разумный.
Сказка понравилась, Людочка. Расскажу своей Юлечке. Ей понравится. =)
Вот точно, детям нужно объяснять, зачем им нужен тот или иной предмет.
Спасибо, Оля! Увы, наблюдения показывают, что именно родители отбивают у детей всякий интерес к учебе... Все в меру...
Людмила, я только сейчас увидела эту статью и осталась в восторге после прочтения! К советам родителям, у кого дети не хотят делать уроки, добавить нечего. Всё очень четко и правильно написано. А сказка Алексея просто чудесна! Мне очень понравился ее конец, мальчик не выполнил поручение, но и выкручиваться не стал (как это часто бывает). Сюжет тоже очень интересный, сегодня же почитаю Александру.
Благодарю, Виктория! Рада, что так... Конец сказки сына меня тоже порадовал... есть надежда)))
А еще может быть неинтересно учиться. Ведь часто встречаются ситуации, что одни домашние задания ребенок делает без проблем, а другие - не хочет. Многое зависит и от учителя.
От учителя зависит невероятно много! Бывает, что ребенку не нравится предмет, но благодаря только авторитету учителя, он его учит и знает.
Мне особенно по душе пункт № 3 - относительно внедрения знаний в жизнь. Вот чего очень часто не хватает: родители и сами порой не могут объяснить, "зачем все это". А когда ребенок вместе с мамой и папой "привязывает" новые знания к реальности, так сразу и мотивация появляется!
Сказка милая. Тоже, кстати, в каком-то смысле - про использование знаний в жизни.
Да, и для ребенка важно применение знаний в жизни. Это у нас сейчас самый любимый вопрос: Мама, а тебе в жизни пригодилось то-то и то-то?...
Людмила! Очень нужная статья! Мне были интересны причины нежелания детей делать уроки. Я с вами согласна в том, что совместная подготовка домашнего задания сближает ребенка и родителей. У меня двое детей и с каждым из них я прошла учебу от 1 до 11 класса. У нас в семье было принято обсуждать все темы, задавать вопросы, искать дополнительную информацию... Я не очень верю в самостоятельность детей и считаю, что родители должны быть всегда в курсе тем, которые проходит в школе их ребенок, чтобы объяснить трудные вопросы и сохранить его мотивацию учиться.
Галина, благодарю вас за ваш бесценный опыт! На то они и дети, что до определенного момента их нужно вести за руку, затем просто идти рядом и быть на подхвате, заем немного отстать и наконец, отпустить... Трудности есть на каждом этапе, но очень важно понимать это и быть рядом даже тогда, когда далеко...
Да ну их, те уроки! Шутка конечно. Но бывают ситуации, когда надо дать ребенку отдохнуть от этого всего: уроков, ответственности, обязанностей и обязательств. Иногда ценой не выученных уроков.
Да, согласна, нужно быть "гибкими". В жизни разное случается...
Сказка понравилась, буду старшему читать. Я считаю, что главное не заставлять и ни в коем случае не кричать. Я стараюсь всё в игровую форму перевести, больше разговариваю с сыном и стараюсь помогать, если требуется.
Да, главное терпения родителям, чтобы мудро выходить из таких ситуаций.