Фонетика — королевство звуков

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки,  твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку. Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в книге «Сказочное королевство».

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном городе Буквоград. А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

Королевство звуков — Фонетика

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных звуков  [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими. Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж],[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими!  И в доказательство своего твердого решения они  выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ],[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что  в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные. А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки  [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные.

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Как выучить мягкие и твердые согласные

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. :) Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в этой статье.

Как различать звонкие и глухие согласные

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

А мы тем временем отправляем нашу фонетическую сказку на конкурс «Мама, подготовь меня к школе» к Людмиле — хозяйке гостеприимного блога «Развивашка». Конкурс поддержали замечательные спонсоры:  любимые сотнями «Две ладошки»,  потрясающий мир магнитных конструкторов «Magformers», компания «Wabafun»  поставщик волшебного кинетического песка, самое щедрое издательство «Манн, Иванов и Фербер», автор дивных бабушкиных сказок Татьяна Петухова.

Всего самого доброго!

С уважением,

Людмила Поцепун.

Комментарии 21 комментарий

  • Люда, очень хорошая сказка про фонетику. Буквы дети начинают учить еще в детстве. Но правильно надо называть звуки, чтобы они научились читать.

    Такая сказка очень поможет родителям познакомить детей со звуками.

    Удачи вам в конкурсе! *IN LOVE*

    • Спасибо, Оля! *IN LOVE* Да, я встречала деток, которые пытались читать слоги, называя буквы, как они звучат по алфавиту. Получается, что потом им приходилось полностью переучиваться...

  • Мила, чудесная сказка! Я сама с удовольствием её почитала. Я и забыла уже, что в русском языке 42 звука :)

    А ты всё так доходчиво объясняешь про звуки. Спасибо!

    И ещё спасибо -заучастие в конкурсe!

    • Людмила, спасибо тебе за вдохновение! *IN LOVE*

      Я помню, сколько нам с Алешей приходилось уделять внимание звукам и перед школой и в первом классе. Тема, как мне кажется, нужная.

  • Какая нужная сказка, спасибо!

    А еще мне понравилась идея про облачка — возьмем и себе на заметку :-)

    • Оля, как нас эти облачка выручали! По ним очень удобно ориентироваться! Теперь ждут Арсюшу. =)

  • Людмила, очень правильно, что вы подняли эту тему. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребенка именно слышать звуки и это всегда входило в программу детских садов. Вспомните наши старые буквари. Там были несколько страничек без буквенного обучения, а именно с детьми занимались фонетикой. Удачи вам в конкурсе.

    • Спасибо, Анна! Да, со старшим сыном я в полную силу ощутила важность обучения звукам. И очень рада, что удалось избежать грубых ошибок.

  • Сказка просто замечательная. В такой простой сказочной форме раскрывается сложная для детского понимания информация. А еще мне очень понравилась первая табличка в тексте. Спасибо.

    • Инна. я обожаю сказочный формат в обучении деток. Это язык на котором они лучше всего понимают =) И мне приглянулась простота и доступность этой таблички. Кстати, картинка содержит в себе ссылку на источник, где ее можно скачать.

  • Сказка просто замечательная. Спасибо. Я сам с удовольствием её почитал. Такая сказка очень поможет родителям познакомить детей со звуками.

    • Спасибо, Роман! Упрощение и облегчение изучения страны звуков — основная цель этой сказки.

  • Чудесная сказка! И материалы к ней замечательные! В такой форме изучать звуки — сплошное удовольствие! *IN LOVE*

    • Спасибо, Оля! *IN LOVE* Да, изучение звуков не всегда дается легко, а в такой форме деткам будет легче все выучить и применить.

  • Мы с дочкой тоже учили буквы, произнося их как звуки, которые они обозначают, поэтому с обучением чтению трудностей не было совершенно. А уже потом и названия букв выучили.

    Сказка отличная, удачи в конкурсе! )

  • Думаю, мягкие если рисовать на «облаке», твердые можно на «камушке» было бы. Очень понравилось на картинке, как парные согласные скреплены, очень наглядно.

    Вот думаю, как раньше в России буквы учили детки: аз, буки еще куда ни шло, но «земля», «люди» — ведь не иероглифы ж были...

  • Спасибо за сказку! *IN LOVE*

  • Очень интересная и нужная сказка. Я работая в д/с, думаю, что после прочтения этой сказки, детям будет легче понять, что такое звуки. Спасибо!

    • Благодарю вас, Ирина! Буду рада, если сказка понравится деткам и самое главное — объяснит важные истины.

  • спасибо Людмила,за Ваше безвозмездное отношение к своему творчеству!обязательно почитаем с внуком.

    • Благодарю, Ольга! Мне приятно, что мои сказки читаются и приносят пользу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *