Беседа с психологом «Скоро в школу»

Людмила Поцепун   17.08.2012

Добрый день, дорогие читатели, блога «Цветы жизни». Осень уже наступает на пятки лету и совсем не за горами День знаний. Для кого-то прозвучит первый звонок, для кого-то начнется новый учебный год после 90 дней отдыха и веселья. Так или иначе, это значимое событие требует подготовки.

Я рада представить вашему вниманию очень интересную беседу с психологом на тему «Скоро в школу». В гости я пригласила безумно интересного человека, профессионала своего дела и просто красивую молодую женщину и замечательную маму Елену Пятницкую, автора проекта "Фишки воспитания". Наш разговор получился живым и насыщенным. Мы постарались затронуть наиболее значимые вопросы, связанные с обучением младших школьников. Если у вас возникнут вопросы, вы смело можете задавать их в комментариях, Елена любезно согласилась на них ответить.

Людмила: Здравствуйте дорогие читатели, а теперь и слушатели блога «Цветы жизни». Вас приветствую я, Людмила Поцепун и сегодня у меня большое событие, я беру свое первое интервью, да еще и в аудиоформате. Сегодня у меня в гостях замечательная мама, профессиональный психолог, специалист по общению с непослушными капризульками, бунтарями и врединами, а также автор потрясающего проекта «Фишки воспитания» Елена Пятницкая. Здравствуй Елена, спасибо, что откликнулась на мой призыв, расскажи, пожалуйста, немного о себе.

Елена: Здравствуй Людмила, очень рада тебя видеть и слышать. Я хочу начать с того, что я мама замечательной девочки 4, 5 лет. Именно она дает мне вдохновение на мои новые проекты и идеи, заряжает меня энергией двигаться дальше и развивать свой проект. Кроме того, я профессиональный практикующий психолог, который работает с родителями. Я помогаю родителям лучше понимать своих детей и решать те вопросы, которые возникают у них в процессе воспитания и обучения детей. Достаточно много обращений ко мне поступает именно по вопросам обучения, это в первую очередь первоклассники или дети, закончившие обучение в 1 классе. Я также автор молодого проекта «Фишки воспитания», на страницах которого я делюсь с родителями секретами воспитания и отдельными технологиями, которые я применяю сама, при воспитании дочки, и при работе с другими детьми. Подробнее о себе я написала у себя на блоге «Фишки воспитания».

Людмила: Да, действительно, профессия психолог с каждым годом становится все более и более востребованной. И как наши слушатели уже догадались, сегодня хотелось бы поговорить именно о приближающемся «тайфуне» я бы так это назвала. Потому, что многие мамы рассматривают школу именно в этом ракурсе, особенно мамы деток, для которых это первое сентября — не первое. Ведь первоклассники еще не знают, что их ждем, а те, кто ходил в школу, точно знают, что это такое и с чем это едят =) . Наша беседа предназначена для мам в первую очередь, и в связи с этим первый вопрос: Как подготовить не только ребенка, но и себя к началу нового учебного года в психологическом плане?

Елена: Людмила, ты сейчас упомянула, один очень важный момент, что родители с ужасом воспринимают это событие – 1 сентября. В голове мысли, «какой кошмар, мой ребенок пойдет в школу, а ощущение такое, что это я снова иду в школу». Даже дети воспринимают учебу в школе намного легче. Но когда, ребенок смотрит на маму, которая с ужасом вспоминает о том, что такое школа и думает о том, какой кошмар ее снова ждет в сентябре, ребенок тоже начинает воспринимать страхи мамы как реальные и тоже начинает бояться. Причем ребенок еще не понимает чего бояться, но мама боится, значит действительно страшно. И мы получаем, что ребенок изначально уже настроен на негатив и большая роль в этом нас, родителей. Наши страхи, они настолько яркие, настолько живые, что они передаются и детям.

И что мы можем сделать для того, чтобы ребенок с большей радостью пошел в школу? Мне хотелось бы разделить: ребенок идет в школу впервые или он уже знает что такое школа.

Если мы говорим о тех детках, которые идут в школу впервые, то родители могут сделать следующее.

Во-первых, можно рассказать ребенку свои впечатления и воспоминания о школе. Все мы были маленькими, все мы когда-то учились в школе и наверняка, несмотря на этот «тайфун» негативных эмоций, что-то у нас все-таки есть позитивное в воспоминаниях о школе. Ими можно и нужно делиться с детьми. Это будет настраивать детей на позитивное восприятие школьного обучения, да и нам взрослым, немного поможет снизить те самые страхи.

Хорошо бы еще ввести режим дня, приближенный к школьному. Резкий переход на другой режим будет большим стрессов для первоклассника, поэтому лучше заранее постепенно подготовить ребенка к новым условиям. К примеру, постепенно, ежедневно, смещая часы сна и, включая развивающие занятия, которые по времени совпадают в уроками в школе.

Хорошо было бы пройти подготовку к школе в специализированных развивающих центрах у специалистов. Это очень хорошо психологически и интеллектуально подготавливает ребенка к школе. Кроме того, там, как правило, есть элементы взаимодействия со сверстниками, что также важнейший элемент готовности к школе.

Если малыш идет в школу первый раз, то можно ему показать школу, т.е. привести его в школу, показать здание, школьный двор, спортивную площадку. Если есть возможность, то даже привести в класс или поговорить с другими детьми, особенно с теми, кто уже учится в школе и хорошо ее вспоминает.

Еще один хороший момент, который можно использовать – это покупки различных школьных «прибамбасов», которые обязательно нужны каждому ученику, будь то первоклассник или ученик, который уже пошел в школу. И часта ошибка родителей в том, что они сами покупают все необходимое к школе и не привлекают к этому своих детей. Важно, чтобы ребенок сам выбрал себе школьные принадлежности, чтобы тетрадки, ручки, дневник, портфель и т.д. были любимыми и нравились ребенку.

И последнее, что еще хочется сказать, так это еще несколько слов о режиме.

Режим очень важен для всего младшего школьного периода. Мне сейчас вспоминается одни пример из практики. Ребенка на консультацию привели после окончания 1 класса по поводу того, что у него снижена мотивация к обучению. Учиться он не хочет. При этом, удивительно то, что он был очень хорошо подготовлен к школе. Он прошел подготовку у специалистов, учеба давалась легко, и проблем в начале обучения не было совершенно. Это очень расслабило родителей и они постепенно переложили контроль за процессом обучения и выполнением домашних заданий на ребенка. И этот шаг был преждевременным, который и провел к тому, что родители просто испугались и были в шоке от того, что их ребенок не может в конце года выполнить элементарных заданий. И заставить учиться его было очень сложно. Они не знали что делать, но далее сработали очень грамотно. Особенно в этом постарался папа. Он составил для ребенка расписание его дня. При этом он предупреждал ребенка о том, что они будут делать на два шага вперед. К примеру «Сейчас нужно заправить кровать, потом пойдем умываться, и завтракать», когда ребенок справился с кроватью, отец говорит «заправил ­– отлично! Пойдем умываться, завтракать, а потом гулять». Таким образом, ребенок эмоционально готов к тому, что будет в ближайшее время и время уроков не воспринимается уже так остро, потому, что оно заранее запланировано. И изо дня в день режим не менялся. За несколько дней ребенок привык к режиму и домашние задания уже выполнял без сопротивления.

Людмила: Да, это дисциплинирует!

Елена: Очень дисциплинирует! Но тут еще важно то, отец его не заставлял, он разговаривал с ним мягко, без давления. И это тоже снижало сопротивление ребенка.

Родители поняли свои ошибки и поняли главное, что в сферу обучения нужно привлекать положительные эмоции. Нужно хвалить, нужно интересоваться делами сына в школе, нужно разговаривать с ним о школе.

Людмила: Кстати о похвале. Как именно нужно хвалить, чтобы не навредить? Ведь иногда мы прилагаем чрезмерные усилия к похвале и получается, что наша похвала приносит обратный эффект. Ребенок начинает чересчур гордиться, опускать руки, типа «Я и так хорош и мне больше ничего не надо». Где найти разумную грань похвалы?

Елена: Грань находится внутри нас. Когда мы видим, что ребенок что-то делает и нам это очень нравится, малыш старается, не надо замалчивать похвалу, выражать свою радость, свою гордость надо. Но если мы видим, что ребенок работает «тяп-ляп», не аккуратно, а главное не старается сделать лучше, хвалить не только не надо, но и вредно. Ориентироваться надо на наши внутренние эмоции и все станет понятно. Хочется искренне похвалить – надо хвалить, через себя хвалить не стоит. Ребенок хорошо чувствует фальшь, он понимает, что немного «не дотянул», а родители все равно хвалят. «Значит, и стараться не обязательно, и так пойдет» начинает думать ребенок. Похвала должна быть за что-то и у каждого ребенка есть масса моментов, за которые его можно похвалить.

Людмила: А что делать, если ребенок категорически не хочет учиться? Его вроде бы и привлекают смена обстановки, встреча с друзьями, но именно учиться — у него желания нет. Если он в школе еще учится, слушаясь учителя, а дома, выполнение домашних заданий превращается в наказание.

Елена: Очень хороший вопрос! Первое, что нужно выяснить в этом случае, это причину нежелания ребенка учиться. Потому, что именно это поможет выбрать нам правильную стратегию действия. Я вспоминаю случай с одной девочкой, которая боялась крика учительницы. Ей было даже не важно, на нее кричат (это почти никогда не было) или на других учеников. Она просто не привыкла к такому обращению, на нее никто никогда не кричал.

Таким образом, одной из причин является конфликт с учителем. Тут хорошо бы собрать более полную информацию о ситуации и поговорить как с ребенком, так и с учителем. В крайних случаях конфликтов с учителем надо переводить ребенка в другую школу.

Если причина связана с конфликтами с одноклассниками или другими детьми, то опять же стремимся решить сам конфликт, а не заставлять ребенка идти в школу.

Бывает так, что причина нежелания идти в школу связана с внутренними проблемами в семье. Это может быть переживание в семье смерти близкого человека, развода, рождение ребенка и пр. изменения семейной ситуации. И в этом случае ребенку нужны дополнительные ресурсы для того, чтобы пережить и принять саму ситуацию в семье, а школа является для него дополнительным стрессовым фактором. Ребенку трудно разорваться и на то и на другое. Это тот самый случай, когда обращение к специалистам вполне оправдано. Ребенку нужны дополнительные психологические ресурсы для того, чтобы справиться с ситуацией.

Еще один фактор, который серьезно снижает желание учиться это домашние задания. Основными ошибками родителей являются долгие попытки заставить ребенка делать уроки. Маленький школьник пытается оттянуть этот неприятный момент, его срочно становится нужно в туалет, собрать игрушки, попить, поесть, лишь бы за уроки не садиться. Приготовление уроков может затягиваться очень надолго, в некоторых случаях на несколько часов. Здесь опять же нам помогает режим. Время уроков должно быть запланировано заранее и его нужно придерживаться, не отступая от правил. Первое время нужен контроль за выполнением заданий со стороны взрослых.

Хорошо бы еще учитывать тот факт, что динамика работоспособности ребенка может быть совершенно различной. Некоторые дети очень быстро включаются в работу, но и быстро устают. Им необходимы обязательные перерывы между заданиями. Другие же дети трудно включаются в работу, но потом могут долго работать без перерывов и отвлечения только помешает им снова включиться в работу. В этом случае начинать надо с одного легкого предмета, а в середину ставить предметы, требующие большого сосредоточения.

И конечно, я еще раз возвращаюсь к тому, что нужны позитивные эмоции, которые будут поддерживать процесс приготовления уроков. Если каждый день связан с тем, что его заставляют делать ребенка, требуют, наказывают, кричат, то это просто не может вызвать желания делать уроки. Желанию просто не откуда взяться. Поэтому ребенка нужно поощрять, поддерживать его успехи похвалой, говорить о своей радости и гордости за него. Примерно так и получаются отличники, которые хотят учиться.

Людмила: А насколько долго нужно делать уроки с ними вместе и когда можно пускать их «в самостоятельное плавание»? Т.е. сделал, потом я у тебя проверю. Я понимаю, что это, скорее всего, индивидуально, но все-таки какие-то общие моменты есть?

Елена: Я думаю, что здесь хороши эксперименты. Сначала мы начинаем контролировать все, что делает ребенок, затем постепенно, если видим, что у него хорошо получается, переносим контроль на самого ребенка. Получилось? Отлично! Он готов. Не получилось, видимо стоит и дальше сидеть рядом и выполнять задания вместе. Но все-таки вернуться к эксперименту позднее. Первые несколько месяцев усиленный контроль все равно будет, от этого не убежать. А минимальный контроль останется в течении всего первого года обучения.

Людмила: А похвала, поощрение, мотивация. Многие родители начинают платить за хорошую учебу деньгами или подарками. Стоит ли вообще платить за какие-то успехи в учебе? И как это сделать, если это стоит сделать?

Елена: Очень скользкий вопрос. Тут нужно посмотреть как он воспринимает подарки и деньги за учебу. Если ребенок учится только ради того, чтобы что-то получать, это сигнал к тому, что мы «перегнули палку». Делать подарки стоит в знак того, что родители гордятся успехами своего ребенка и хотят порадовать его подарком. Это будет стимулом, но при этом не перейдет в манипуляцию. Как правило, родители начинают это делать, когда у них уже нет других стимулов, просто от бессилия.

Людмила: Т.е лучше не оговаривать заранее: пятерка столько то, четверка столько то…

Елена: На мой взгляд, не стоит.

Людмила: И карманные деньги должны быть просто карманными деньгами, а не платой за что-то.

Елена: Думаю, да.

Людмила: Поправима ли ситуация, если родители уже допустили манипуляцию деньгами за школьные успехи?

Елена: Конечно, это поправимо. Это лишний повод обратиться к себе и пересмотреть свои воспитательные позиции. Проблема, скорее всего в психологических контактах с ребенком.

Людмила: Здорово, спасибо очень полезные советы. А теперь давай, Лена, поговорим о режиме. Тут важно, чтобы не только ребенок жил по режиму, но и родители. Ведь 80% всех нас живет вот так не организовано, без режима. Как все-таки более продуктивно организовать порядок дня младшего школьника?

Елена: Тут все зависит от того, в какую смену учится ребенок. Большинство детей учатся в первую смену. Насколько я знаю, существуют ограничения, что 1-й, 5-й и выпускной классы учатся только в первую смену. Так как это наиболее сложные для ребенка периоды школьного обучения. В первую смену действительно учиться проще, т.к. легче сосредоточить внимание, мозг как бы настроен на восприятие новой информации, что делает обучение более успешным. Я сторонница режима, но при этом я сторонница индивидуального подхода к режиму. Невозможно расписать день поминутно, да и незачем. Различные индивидуальные особенности, темперамент накладывает свой отпечаток и на режим. Дети активные делают все намного быстрее и им нужно меньше времени на то, чтобы собраться в школу, медлительным детям нужно больше времени на подготовку и их режим будет выглядеть совершенно иначе. После школьных занятий очень важно, чтобы ребенок переключился, отдохнул и развеялся. Тут можно дать ему свободное время, а лучше погулять. Домашние задания хорошо бы расположить после обеда и небольшого послеобеденного отдыха. Повторюсь, что желательно не затягивать время уроков и тратить на них не более 1 часа. После домашних заданий опять же нужно дать ему свободное время на любимые занятия.

Если говорить о второй смене, то тут лучше домашние задания перенести на первую половину дня, когда внимание еще активное. Важно, чтобы между приготовлениями уроков дома и школой было свободное время для отдыха. Лучше не использовать вечернее время для уроков, детям сложнее сосредоточиться в это время и просто нужно отдохнуть. Хот, насколько я знаю, многие родители именно на вечер переносят уроки, т.к. это удобно им самим.

Людмила: Да, это сложно, но большинство родителей все-таки стараются сделать уроки вечером, т.к. утро быстро проходит, пока ребенок с утра раскачается, или запланированы какие-то факультативы, кружки, либо сами родители очень заняты. Как все-таки облегчить ребенку приготовление уроков по вечерам?

Елена: Во-первых, нужно понимать, что делать уроки вечером ребенку сложнее и следует немного снизить планку требований. Можно делать перерывы, желательно небольшие, чтобы ребенок не увлекся другими делами. Опять же не затягивать надолго уроки.

Людмила: А в каком порядке лучше делать уроки? К примеру, учить иностранные слова, стихотворение, математические примеры, упражнения и просто чтение. Как лучше упорядочить виды деятельности в домашних заданиях?

Елена: Вообще рекомендуют ставить на начало те предметы, которые требуют большого сосредоточения и усидчивости, как например математика. При запоминании иностранных слов ребенку не обязательно сидеть, он может двигаться по комнате, воспринимая слова на слух. Если учить стихи, то мне вспоминается один интересный прием, когда на каждую строчку стихотворения ребенок придумывает какое-то движение. 1 раз учим – придумываем движение, 2 раз повторяем движения и слова, 3 раз – еще одно повторение, 4 раз – просим ребенка повторить стихотворение без движения. Движение помогает запомнить строчки, так мы формируем ассоциативную связь между словом и движением.

Людмила: Получается, что движение не отвлекает, а наоборот помогает.

Елена: Да. Мы формируем ассоциацию, и она помогает воспроизводить запоминаемый материал лучше.

Людмила: Полезное упражнение, мы обязательно попробуем. У нас есть еще такая проблема — ребенок учит одновременно два иностранных языка и бывает их ставят в один день. Как помочь ему разграничить информацию?

Елена: Когда в один день, они могут путаться. Мне кажется для младшего школьника это большая нагрузка. Тут важно разграничивать эти предметы и просто ставить между ними другой предмет, чтоб ребенок успевал переключиться.

 Окончание разговора читайте здесь.

Все, что нужно к школе в одном месте! Это здесь.


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 1 753