Арт-терапия в действии. Примеры упражнений

В прошлой статье мы рассмотрели что-такое арт-терапия, ее основные принципы и виды. Как и с помощью чего она оказывает помощь взрослым и детям и зачем вообще нужна. Сегодня приглашаю к продолжению разговора. Психолог и арт-терапевт Анна Кутявина предложит нашему с вами вниманию конкретные упражнения, которые мы можем выполнить самостоятельно в домашних условиях и достичь при этом желаемого эффекта.

Арт-терапия в действии

Здравствуйте, дорогие читатели!

Не столь давно мы с вами на страницах блога знакомились с понятием арт-терапии. Сейчас же давайте попробуем это направление в буквальном смысле «на вкус».

Арт-терапия – лечение с помощью средств искусства. В процессе терапии психолог предлагает клиенту создать собственное произведение – нарисовать, написать, слепить, сыграть, склеить и т.д.

art-2755500_1920_500x281

Задачи, с которыми приходят к арт-терапевту

Арт-терапия эффективно работает со многими запросами клиентов. Она сильна в:

  • терапии потерь;
  • лечении проблем в отношениях между супругами, родителями и детьми;
  • решении многих детских проблем (тревожность, страхи, нарушения поведения и т.д.);
  • вопросах повышения самооценки, уверенности в себе;
  • и самое главное: арт-терапия как, наверное, ни одно из других направлений психотерапии, способствует раскрытию творческого потенциала человека, нахождению его призвания, предназначения, собственного места под солнцем. Помогает найти ответы на вечные вопросы души и обрести истинное счастье. Конечно же, не по мановению волшебной палочки, но как следствие глубокой творческой работы над собой.

Арт-терапия в конкретных упражнениях

А сейчас я хочу поделиться с вами интересными и действенными техниками, которые использую в индивидуальной работе, а также на тренингах. Хотите попробовать на себе чудеса творческого преображения?

Арт-терапевтическое упражнение «Карта счастья»

 Цель: развитие чувственности, осознанности, понимания своего пути.

Продолжительность — 15 минут.

Необходимые материалы: бумага А3 (1 лист), краски, кисточка.

Алгоритм выполнения:

Возьмите бумагу и краски. На мгновение закройте глаза. Представьте себе вашу счастливую жизнь. Что необходимо изменить, внедрить, попробовать, чтобы к ней прийти?

Выберите в списке привычек для счастья 3 самых созвучных вам, или придумайте свои. Зарисуйте их в виде картинок на листе. В центре нарисуйте счастье – такое, каким вы себе его представляете, в любом образе.

         Привычки для счастья: регулярная физическая активность, творческое и духовное развитие, интеллектуальная деятельность, занятие благотворительностью и добрыми делами, отдых с близкими и дорогими людьми, похвала самим себе и дарение приятных сюрпризов самому себе.

Соедините все картинки на листе между собой, чтобы получилась карта.

Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы карта могла говорить, что бы она вам сказала?
  • Какую привычку вы начнете внедрять прямо сегодня? Сделайте это!

upl_1487577379_51758_500x327

Сказкотерапевтическое упражнение «Я все могу» 

Цель: поиск собственного жизненного пути и ресурсов для движения и поиска.

Продолжительность – 10-15 минут.

Необходимые материалы: ручка, лист бумаги А4.

Алгоритм выполнения:

Представьте, что у вас в руках – волшебная палочка, которая может все. Может исполнить любое ваше желание, убрать любую преграду на пути.

А теперь напишите сказку о себе — принцессе, которая нашла свой путь, но встретила на нем много преград. Напишите сказку о принцессе, которая искала (и нашла) дорогу к себе настоящей. К своему призванию, предназначению, к самореализации. И в итоге, конечно же, к счастливой и гармоничной жизни.

Детально опишите, что мешало принцессе, желательно в метафорической форме. Также опишите волшебные пути решения всех проблем. Даже самых трудных и непонятных. Разрешите фантазии выйти на волю и все «разрулить» :)

Принцесса научилась преодолевать трудности на пути, и получать радость от побед. Опишите максимально подробно, что она чувствовала, какие эмоции испытывала?

Задействуйте все органы чувств: что видела принцесса? Что она слышала? Какие вкусы, запахи, цвета, ощущения ее окружали? Что она чувствовала, какие эмоции испытывала?

Принцесса пришла к идеальному месту, времени, положению дел. Что это за точка? Опишите максимально подробно.

В процессе написания сказки можно вводить помощников, какие-то образы и т.д. А в остальном, просто позвольте своей руке писать.

По окончанию выполнения упражнения, ответьте на вопросы:

  1. О чем эта сказка для вас?
  2. Какие чувства пришли в процессе написания сказки?
  3. Чему учит эта сказка?
  4. Что можно взять в реальную жизнь?
  5. Какие 2 конкретных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы сказка стала явью?

white-2523978_1920_500x331

Арт-терапевтическое упражнение «Заправка»

Цель: поиск внутренних ресурсов самосовершенствования и развития, позитивное подкрепление в период упадка сил.

Продолжительность — 25 минут.

Необходимые материалы: пластилин,  лист А-4, тетрадь и ручка.

Алгоритм выполнения:

  1. Возьмите кусочек пластилина, который Вам нравится больше всего. Создайте из него чашу.
  2. Поставьте чашу на лист А4, так, как вам подскажет интуиция.
  3. Возьмите из коробки еще один кусочек пластилина другого цвета. Разделите его на две части, можно разных. Из одной части пластилина вылепите заправочную колонку, — то есть емкость, в которой хранится топливо. Вы наверняка видели такие на заправках. Из другой части вылепите длинный шланг.
  4. На миг закройте глаза, и представьте, что в этой колонке – какой-то очень важный для вас положительный жизненный ресурс. Это может быть искренность, уверенность, здоровье, любовь, первая ассоциация, которая приходит в голову. Почувствуйте, как колонка наполнилась этим топливом, стала полной до краев. Аккуратно открывайте глаза и продолжайте работу.
  5. Теперь возьмите еще один кусочек пластилина. Снова разделите его на две части, из одной сделайте емкость, колонку, а из второй – шланг. И тоже представьте, что колонка хранит в себе какой-то из ресурсов. Теперь это будет что-то другое. Снова прочувствуйте, что емкость полна до краев.
  6. Повторите процедуру еще 2-3 раза, до ощущения «пока достаточно».
  7. Разместите ваши изделия на белом листе бумаги перед собой, баки вокруг чаши.
  8. Далее ответьте на следующие вопросы:

Как чувствует себя чаша? Она наполнена или пуста?

Как чувствуют себя колонки?

Какая из них находится ближе всего к чаше? А какая – дальше всего?

В каких отношениях между собой колонки и чаша?

Насколько они вам нравятся?

Какой смысл жизни этих предметов с вашей точки зрения?

Хочется ли вам наполнить чашу из какой-то из колонок? Если да, сделайте это, протянув шланг от емкости к чаше.

Как сейчас себя чувствуют чаша и колонка? Есть ли желание еще напитаться каким-то топливом?

  1. Побудьте немного на собственной «заправке». Как изменилось сейчас ваше состояние? Помните, что вы всегда можете прийти и наполнится нужным вам топливом. Для этого достаточно просто взять шланг и опустить его край в чашу.
  2. Запишите в тетрадь важные осознания.

flowers-2611474_1920_500x333

Коллаж «Моя яркая, интересная жизнь»

 Цель: взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы. Поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни.

Продолжительность – 30 минут.

Необходимые материалы: ватман, два-три журнала, ножницы, ручки, карандаши или краски с кисточкой, клей.

Алгоритм выполнения:

Включите легкую, расслабляющую музыку, лучше классику. На минутку закройте глаза. Представьте себе ту жизнь, которой вы хотели бы жить. Яркую, интересную, насыщенную желанными для вас событиями. Побудьте в этом моменте.

Затем откройте глаза, и возьмите журналы. Начните их листать, выбирая те картинки, которые отзываются вашей душе. Также хорошо отметить созвучные вам заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички.

После того, как вы почувствуете: все, картинок хватит, — начните их вырезать.

Разложите все картинки на ватмане. Меняйте их местами, передвигайте до ощущения «вот так здорово!». Затем приклейте все вырезанные элементы.

Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • Как вы его назовете (лучше надписать сверху на коллаже)?
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы коллаж мог говорить, что бы он вам сказал?
  • Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы приблизиться к жизни своей мечты? Сделайте это!

reading-2605540_1920_500x281

Арт-упражнение «Рисунок «Что я чувствую?»

Цель: знакомство с собственными чувствами и эмоциями, нахождения контакта между внутренним миром и внешними обстоятельствами.

Продолжительность – 15-20 минут.

Необходимые материалы: лист А4, кисти и краски.

Алгоритм выполнения:

Положите перед собой лист. На минуту закройте глаза. Попробуйте увидеть внутренним взором, что сейчас с вами происходит? Какие чувства наполняют душу? Что мучает, напрягает, а что, наоборот, радует? Постарайтесь «увидеть» образы.

Теперь откройте глаза и выплесните на бумагу то, что сейчас увидели. Старайтесь не анализировать рисунок, просто водите кистью по бумаге, периодически меняя цвет краски.

Когда почувствуете, что пора остановиться, положите кисть. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • Есть ли какие-то образы, которые вы сейчас увидели на рисунке? О чем они вам подсказывают? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину.
  • Запишите все те чувства, которые изображены на рисунке (по внутреннему ощущению).
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
  • Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе дышать полной грудью, чувствовать и жить, не запирая эмоции и переживания глубоко внутри? Сделайте это!

painting-911804_1920_500x281

Арт-упражнение  «Река жизни»

Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.

Продолжительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос, стакан манки.


Алгоритм выполнения:

Высыпьте манку на поднос. Положите на него руки. Попробуйте попересыпать манку, прочувствовать, какая она на ощупь? Мягкая или шершавая? Теплая или прохладная? Какие ощущения сейчас у вас появились?

А теперь закройте глаза. И попробуйте пальцами нарисовать на манке реку. Интуитивно, так, как пойдет. Здесь нет прямых указаний, какой должна быть ваша река – прямой или извилистой, широкой или узкой. Есть только вы и ваши ощущения.

Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она?

Ваша река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так есть.

Но манка – сыпучий материал, он легко поддается изменению. Так и вы можете повернуть русло реки в том направлении, в котором вам угодно. Сделать множество рукавов, или, наоборот, слить поток воедино. Хотите ли вы что-то изменить? Сделайте это.

Почувствуйте, что сейчас происходит в вашем внутреннем мире. Какие новые чувства появились? Возможно, пришли новые мысли и озарения? Запишите их.

Когда почувствуете, что изменений достаточно, остановитесь. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • О чем говорит ваша картина? Что она вам подсказывает? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину.
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
  • Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе быть в потоке? Сделайте это!

Выберите упражнение, которое больше всего отозвалось вам, и… вперед! И пусть ваш творческий поиск будет очень продуктивным и счастливым!

Анна Кутявина

Уверена, любое из предложенных упражнений способно всколыхнуть важные струны и увидеть мир в новых красках. Приглашаю также посмотреть вот такие арт-терапевтические игры:

Еще статьи по теме арт-терапия:

Арт-терапия — что это такое и для чего нужно?

Сказкотерапия — мамина помощница

Желаю вам ярких эмоций и счастливой жизни!

С любовью,

Людмила Поцепун.

action_app_1504524174_8877

Загрузка...


Просмотров: 248

Комментарии 12 комментариев

  • Интересно составить «Карту счастья», спасибо, попробую! *IN LOVE*

    • Лидия, попробуйте! Как минимум релакс гарантирован, а там еще и другие позитивные энергии подтянутся)))

  • Интересные упражнения. В любом случае, идёт работа над собой, если делать это для себя. даже создание коллажей требует осмысленного подхода. Что уж говорить об остальном!

    • Это да... Уделив самой себе внимание на выполнение того или иного упражнения уже несет в себе большую пользу...

  • В арт-терапевту хорошо ходить тем, чья работа не связана постоянно что-то рисовать. А когда все время что-то рисуешь, выдумываешь, то устаешь от этого процесса. Хочется просто как кошка увалиться на диванчик и поспать сутки-двое. А потом сметаны наесться.

    • Татьяна, улыбнули... =) Согласна, каждому свое... Это тоже надо учитывать.

  • Знал, что с помощью искусства можно избавиться от стрессов, дипрессии. А Вы так четко все разложили, еще и примеры конкретных упражнений дали. Думаю для разнообразия можно взять и порисовать, со школы этого не делал.

    • Рисование и без какой-либо подоплёки в любом возрасте способно подарить массу полезных эмоций и отдых.

  • Часто с детьми шли рисовать, чтобы отвлечься от учебы или других забот. Тоже видимо, интуитивно выбирали для себя арт-терапию.

  • Шесть упражнений! Это очень серьезная и объемная работа над собой для взрослых,не говоря уж о детях. Не знаю... Лично мне понадобится не мало времени,чтобы это все сделать,да еще ведь нужно не один раз повторить упражнения,чтобы был результат. Но интересно!

    • Для изучения и познания себя, безусловно, нужно время. Но плоды этого труда окупятся сторицей...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *