Подготовка к школе. Физиологическая готовность

Людмила Поцепун   30.05.2017

Подготовка к школе... пожалуй, это самая волнующая тема мам на детских площадках и не только. В самом деле, современная действительность уже в начальной школе предъявляет весьма высокие требования к малышам. Не так давно мы уже обсуждали вопрос: кто лучше подготовит к школе — мама, центр развития или репетитор. Сегодня давайте посмотрим на физиологическую составляющую данного вопроса. И в этом нам вновь поможет Марина Таланина — глубокий человек с медицинским и педагогическим образованием.

Подготовка к школе

Многие родители дошколят, чьи малыши уже достигли 4-х летнего возраста, беспокоятся, смогут ли они самостоятельно подготовить ребенка к школьной жизни, понимая, что современная школа предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Статистика показывает, что последние 20 лет детям все сложнее дается школьная нагрузка 1 класса. Это связано и с ухудшением здоровья детей, в целом, и с реформой образования – школьная программа стала гораздо сложнее и насыщеннее. Система образования наших дней предполагает, что дети, как минимум, умеют читать, и их рука также уже поставлена для письма к тому времени, когда нужно записывать в 1 класс.


Навыки, определяющие готовность к школе

Другими словами, готовность к успешной школьной жизни определяется следующими сформированными состояниями и навыками:

  • зрелостью мозга и его готовностью к обучению;
  • поставленной речью и правильным произношением всех звуков;
  • умением рассуждать и анализировать;
  • психологической зрелостью;
  • наличием устойчивого внимания и способностью концентрироваться на деле в течение довольно длительного времени (45 минут);
  • развитой мелкой моторикой, сформированными мышцами руки для письма;
  • умением копировать – списывать с доски (зрелость зрительных анализаторов);
  • сформированными коммуникативными навыками.

Состояние здоровья современных детей, как говорят медики, в 7 – 7,5 лет показывает их полную незрелость и неготовность «взвалить на свои плечи» обучение. Школьная программа построена так, что ребенок ни психологически, ни физически не может с ней справиться без помощи и постоянного контроля родителей.

Что же делать в данном случае? Решение очень простое -  с ранних лет заниматься развитием своего чада. До образовательной реформы в России и странах СНГ любой относительно здоровый ребенок мог самостоятельно справиться со всеми заданиями и упражнениями, которые ему задавали на дом. Сейчас объем того, что должен узнать и запомнить школьник, увеличился в разы. Появились промежуточные экзамены между классами. Дети уже в 4 классе проходят тестовые испытания. Причем в тесты включены вопросы даже по ИЗО, Технологии и Физической культуре. Все оценки с 1 класса заносятся в Личное дело ребенка и оказывают влияние на все его дальнейшее обучение. Даже за ведение дневника теперь выставляют оценки. Все это формирует имидж будущего человека.

Как мы указывали выше, ухудшилось общее здоровье детей: трудные роды, недоношенность, гипоксии, тяжелая беременность, вынужденный прием медикаментов -  все это влияет на процесс развития и формирования ребенка, и, соответственно, на его последующую адаптацию к школьной жизни. Нарушение работы ЦНС приводит к нарушениям кровообращения и созревания различных органов и систем организма малыша.

Даже неявные нарушения, а, например, такие как: неправильное развитие и формирование мышечного аппарата детей, приводят к тому, что им очень сложно научиться писать в школе.

still-life-851328_1920

Что делать маме?

Теперь мы расскажем, что же нужно делать обычной маме, которая не знает, есть ли у малыша нарушения или их нет, для того, чтобы ее ребенок правильно сформировался к тому времени, как для него наступит время идти в 1 класс.

  1. С самого рождения малыша освойте навыки детского массажа. Регулярный массаж улучшает кровообращение, соответственно, мозг начинает лучше снабжаться кислородом, и развитие ребенка протекает значительно успешнее.
  1. Посетите детского остеопата, чтобы исключить наличие родовой травмы спинных позвонков малыша. Травмы такого рода также препятствуют правильному кровообращению и способствуют кислородному голоданию мозга.
  1. Стимулируйте ползание. Ползание – это естественный прямой массаж мозга и не только. Ползание учит малыша фокусировать свой взгляд на руках (а это способности к творчеству: рисование, письмо, лепка), развивает и укрепляет суставы рук (запястий и пальцев, что дает возможность легче обучиться письму), развивает координацию движений, способствует развитию речи (поскольку нервные окончания кончиков пальцев связаны с речевыми центрами головного мозга). В идеале, малышу необходимо «наползать» до 300 метров в день. Завлекайте свое чадо яркими игрушками и обязательно стимулируйте этот процесс.
  1. Постоянно разговаривайте с ребенком, как только он появится на свет, давайте ему слушать музыку, детские песни и аутентичную иностранную речь в фоновом режиме между другими делами. Мозг ребенка очень гибкий. Все подобные действия помогут ему раньше заговорить, правильно выстраивать предложения, разовьет его слух, а также поспособствует автоматическому хорошему произношению при изучении английского или любого другого языка.
  1. С самого раннего возраста занимайтесь с малышом физическими упражнениями, и очень полезно отдать малыша в гимнастику (не обязательно в серьезный спорт, а в обычную секцию или кружок, куда принимают уже с 2-3-х летнего возраста). Физические упражнения способствуют развитию и укреплению мышц и всего организма в целом. Выполнение физических упражнений стимулирует работу мозга. Кроме того, спорт обучает перекрестным движениям: левая рука, правая нога (и наоборот) движутся одновременно, что способствует гармоничному развитию и зрелости обоих полушарий мозга, устраняет их разобщенную работу, что в дальнейшем очень сильно может мешать учиться, если вовремя не принять меры. Дети, у которых оба полушария мозга не согласованы, испытывают особые затруднения в обучении: в усвоении и переработки информации. Они становятся отстающими в своем классе, а потом им требуется длительная коррекционная работа у нейропсихолога. Избежать этого помогут специальные упражнения. Вот почему ранние физические нагрузки – это очень важно. Кроме того, они помогут сформировать и речевые центры мозга, а также поспособствует появлению раннего или своевременного чтения.

child-761627_1920

  1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к раннему засыпанию и раннему вставанию. Потому что недосыпание – это большой стресс для ребенка, особенно для его неокрепшей нервной системы. Ранний подъем в школу (если кроха не выспался) приводит к снижению защитных сил, частым заболеваниям и снижению общей успеваемости.
  1. С 3-х лет малышу уже желательно вводить основы математики, устного счета, учить ментальной арифметике, приучать к познанию мира в игровой форме.

Например, показать 2 палочки и объяснить, какая из них длиннее, а какая короче, потом попросить ребенка показывать, какой из двух предметов длиннее, а какой короче.

image002

Если вы поднимаетесь по лестнице, то можно вместе считать ступеньки.

child-33265_1280

Замечательно брать на прогулку лупу и вместе рассматривать листочки, цветочки жучков, рассказывая про каждого захватывающие реальные истории в  виде сказок.

Важно развить в малыше интерес исследователя и пробудить тягу к знаниям с самого раннего возраста.

  1. Значимое влияние оказывают уроки рисования с ребенком, лепки и игры, необходимые для укрепления пальчиков и мелкой моторики, в целом.
  1. С 4-х лет можно приучать ребенка к занятиям дома, начиная с 15 минут (но не более 35), постепенно увеличивая их время. Здесь необходимо помнить, что:
  • малыш должен соглашаться заниматься добровольно (принуждение не приведет ни к чему хорошему). Если ребенок категорически отказывается сидеть и заниматься, вам нужно перестроить себя. Многие дети (особенно мальчики) просто не способны долго усидеть на месте. Поэтому с ними нужно учиться на ходу, между делами, в очереди, в общественном транспорте. Эти дети, зачастую, гиперактивны, но при этом имеют превосходный интеллект и хорошую память. Когда моему ребенку было 3 года, он выучил 100 английских слов методом просмотра карточек с картинками и озвучиванием их в автобусе по дороге домой из детского сада.
  • малыш должен быть бодрым и находиться в хорошем настроении;
  • заниматься нужно регулярно и систематически, желательно каждый день понемногу в первой половине дня.
  1. С 6 лет можно отвести малыша на подготовку к школе. Лучше всего идти в ту школу, в которой ребенок будет учиться, если это предусмотрено данной школой, конечно. Во-первых, это позволит ему познакомиться с учителем, который в дальнейшем будет с ним работать в первом классе. Так вы сможете снять один из стрессов, который предстоит испытать первокласснику в школе. Учитель во время подготовки также приучит детей выполнять школьные требования. Это касается и общей дисциплины и правил оформления письменных работ. Таким образом, малыш, когда придет в школу, не будет в ужасе от того, что ему нужно сидеть неподвижно на уроках, что-то писать и усваивать материал.
  1. Приведите в порядок желудочно-кишечный тракт ребенка. Нужно, чтобы все органы работали правильно, переваривали пищу должным образом, что позволит избежать таких заболеваний, как гастрит, предотвратит дисбактериозы и прочие проблемы, влияющие на общее состояние здоровья, иммунитет и успеваемость школьника.
  1. На протяжении раннего возраста необходимо обеспечить снабжения организма малыша достаточным количеством витаминов и микроэлементов, чтобы избежать проблем со здоровьем и успеваемостью. Помните, что любой стресс (в том числе и школьный) приводит к дефициту цинка в организме, поэтому в предшкольный период нужно давать ребенку побольше продуктов, содержащих этот очень важный микроэлемент: картофель, говядина, кролик, гречка, рис, молоко, сыр, помидоры, арахис, тыква и т.д.

fruit-bowl-1600023_1920

Конечно, если у вашего малыша серьезные проблемы со здоровьем, то ему необходим щадящий режим, пристальное внимание и сопровождение педиатра. Прежде чем воспользоваться нашими советами, касательно массажа, питания и физических нагрузок, предварительно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Мы с вами рассмотрели вопрос, как предотвратить возможные проблемы самостоятельно у ребенка до 4 лет.  Начиная с 4, дети уже способны заниматься с такими специалистами, как логопед, нейропсихолог, дефектолог, профильными учителями.

Как понять, нужна ли вашему чаду  помощь специалиста?

С речью все более или менее, ясно. Если у малыша не получается произносить различные звуки русского языка, то, если мама самостоятельно не имеет возможности заниматься с ребенком, нужно обратиться к логопеду.

Нейропсихолог нужен деткам с незрелостью полушарий головного мозга и слабость нервной системы, что очень сильно мешает успешному обучению. Вам следует обратиться за консультацией если:

  • у вас была тяжелая беременность, роды с осложнениями или травматизацией/недоношенностью/кесаревым сечением ребенка;
  • ребенок плохо спит и постоянно капризничает;
  • малыш не может усидеть долго на одном месте, быстро устает;
  • ребенок медлителен;
  • имеет гипер- или гипотонус мышц;
  • у ребенка нарушена координация движений и чувство равновесия;
  • ребенок трудно поддается воспитанию;
  • настроение малыша быстро меняется: то он смеется, то капризничает «на ровном месте» (не знает, чего хочет);
  • не может оставаться один, чего-то боится, непонятно, чего;
  • все время забывает, куда кладет свои игрушки или другие вещи;
  • никак не может научиться пользоваться должным образом столовыми приборами, завязывать шнурки;
  • плохо усваивает объяснения;
  • путает буквы и цифры, пропускает их, пишет наоборот (в другую сторону);
  • стоит на учете у невролога;
  • подвергался общему наркозу или длительному лечению антибиотиками в очень раннем возрасте;
  • плохо переносил прививки (с повышением температуры и болезненностью).

К дефектологу за консультацией следует обратиться, если малыш:

  • не любит рисовать или делает это плохо;
  • играет в однообразные игры;
  • имеет не развитую, не беглую речь, которая заменяется жестами или другими средствами;
  • укачивается в автобусе или автомобиле;
  • быстро отвлекается и не может сосредоточиться;
  • плохо запоминает стихи, не может учить что-то наизусть;
  • никак не может научиться читать или считать к старшему школьному возрасту.

Если вы обнаружили какие-то проблемы у своего чада, не откладывайте. Приступайте к их ликвидации до того, как ребенок соберется в школу.  Но лучше всего заниматься с самого рождения, чтобы не допустить сложностей в дальнейшем и легко вписаться в ритм школьной жизни успешной самодостаточной личностью.

А вот, что говорят о готовности к школе психологи:

Вот такие несложные, но важные рекомендации предлагает нам Марина. Нам родителям приходится быть внимательными ко всему. И не всегда неуспеваемость в учебе — результат лени, на это могут быть и физиологические причины.

Желаю вам приятной подготовки к школе!

С уважением,

Людмила Поцепун.


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 934