Занятие «Добрые друзья»

Людмила Поцепун   16.11.2014

Прекрасный педагог, внимательный воспитатель и просто хороший человек Пивнева Ольга Алексеевна прислала на конкурс «Жители и игры в городе Буквоград» конспект-занятие по грамоте с элементами изучения звуков и буквы С. Занятие проводилось в подготовительной группе детского сада №10 г.Грязовец.

Занятие «Добрые друзья»

Цели:

  1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов: качественно характеризовать звуки, определять место ударного звука в слове.
  2. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; называть слова в предложении по порядку.
  3. Учить разгадывать ребусы.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать воображение, память, внимание, речь.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам, друг к другу.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска; магниты красного, синего и зелёного цвета; указка; фишки красного, синего, зелёного, чёрного цвета; мяч; домики красного и синего цвета; карточки с буквами; шкатулка; бусы; нарисованные ребусы: «сорока» и «бабочка»; картинки с изображением предметов, в названиях  которых есть звуки «с» или «с’»; изображение буквы С на листе бумаги, сделанной из липкой ленты.

    Раздаточный: маленькие подносы; счётные палочки; фишки красного, синего, зелёного и чёрного цвета; фломастеры; слово «сорока», написанное на листках.

 Ход занятия:

 

     Воспитатель:      Навстречу с грамотой опять сегодня мы пойдём.

                 С утра нас с нетерпеньем ждёт задание, что воробей принёс.

                 Все буквы тоже рады очень, любая пообщаться  с нами хочет,

                И что-то рассказать, чтоб мог ты грамотнее стать.

 Вам, наверное, интересно, что же за задание принёс нам Воробей!?

А дело было так: …Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, стала открывать в группе форточку. Смотрю, а около форточки летает, суетится Воробей. Тогда я поняла, что у него что-то случилось.

Рассказал он мне не очень хорошую историю: «…Недалеко от нашего детского сада поселилась одна птица. А как её зовут, вы узнаете, отгадав ребус. (Сорока)

Так вот, сорока, как мы уже знаем, очень много знает, т.к. везде летает, все новости собирает. Ещё поговорка про неё есть, не помните? (Сорока новость на хвосте принесла.) За её длинный язык не взяли сороку в птичью школу. А она вдруг захотела обучиться грамоте. Но где можно осуществить свои планы она не знает.

Как-то пролетая мимо сараюшек, она увидела в щели между досочками красивое насекомое. Как называется это насекомое, вы узнаете, отгадав ещё один ребус. (Бабочка.)

Где бабочки проводят зиму? (Бабочки на зиму прячутся в щели, трещины, под кору деревьев или в лесную подстилку.)

Разбудила её сорока, стала много вопросов задавать: Ходила ли она в школу? Чем там занималась? и т.д. Не смогла ей бабочка ответить на все вопросы.

Тогда сорока сказала ей: «Если не хочешь, чтобы я тебя съела, то ты должна меня обучить грамоте и ответить на все интересующие меня вопросы. Даю тебе срок два дня, иначе я тебя съем!» И улетела.

Воробей в это время сидел неподалёку на дереве и всё видел и слышал. Жалко ему стало бабочку. Подлетел он к ней, успокоил и пообещал помочь.

Вот такую новость принёс нам Воробей!

Он хоть и учится в птичьей школе, но на некоторые вопросы, которые задавала сорока, тоже не знает ответ.

Оказывается, Воробей часто прилетает на наши кормушки собирать хлебные крошки и очень давно знает о существовании нашего детского сада. Вот и решил обратиться к нам за помощью.

А вы, ребята, хотите помочь бабочке? (Ответы детей.)

Вот задания, которые нам нужно выполнить!

Задание №1.

Грамота – это очень важная наука! Как вы думаете, для чего нужна грамота? (Для того, чтобы мы могли правильно и красиво говорить и писать. Чтобы все могли понять, что мы хотим сказать или написать.)

Скажите, что нужно для того, чтобы мы могли говорить разные слова, произносить звуки? (Голос, язык, губы, зубы.)

Правильно! Прежде чем перейти к следующему заданию,  давайте проведём разминку и разомнём наши губы и язык.

Дидактическая игра «Повторяй-ка, добавляй-ка!»

Са-са-са – в лесу бегает ли …(СА).

Со-со-со – сорока видела ли …(СУ)

Су-су-су – ей голодно в ле …(СУ).

Ас-ас-ас – она увидела н…(АС).

Сы-сы-сы – не боимся мы ли …(СЫ).

«Прогулочная» зарядка для язычка

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

    Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

 Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

 Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

 А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

 Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

 То иголка, то лопата –

Язычки у вас, ребята.

 Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» — язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»  — язык расслаблен и лежит на нижней губе.

 Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

 Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

 Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.

 Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

 Воспитатель: Разминку мы закончили и вот следующее задание от сороки.

 Задание №2.

 Скажите, на какие две группы делятся буквы в русском языке? (Гласные и согласные.)

Расселите, пожалуйста, буквы по домикам. Гласные буквы – в красный домик, согласные – в синий  домик.

 Домики прикреплены на мольберте.

Дети расселяют буквы самостоятельно. Затем все вместе проверяют.

Задание №3.

Сорока просит познакомить её с правилами игры «Назови братца». Давайте вспомним эту игру и поиграем.

 Мяч волшебный помоги

Звук нам нужный подскажи!

Скажем правильно и вот

Звук к нам быстренько придёт.

( д – д’, т – т’, с – с’)

Стихотворение дети проговаривают все вместе.

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя твёрдый звук, они бросают мяч обратно, называя мягкий звук. Или наоборот.

Дети садятся за столы.

Задание №4.

Знаете ли вы скороговорки о сороке?

Воспитатель: Я перелистала книги, и нашла три скороговорки о сороке.

Послушайте их.

 На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Рассказывал сказочник сказочку про сороку и галочку.

Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки.

Разбор непонятных для детей слов: короткий срок, сорочка.

Проговаривание скороговорок.

Задание №5.

 Воспитатель: Сорока послала картинки, на которых изображены птицы, одежда, обувь, посуда. Она спрашивает, есть ли в их названиях звуки «с» и «с’».

Воспитатель раздаёт детям картинки. Они прикрепляют их по очереди к магнитной доске. Под зелёный магнитик прикрепляют картинки в словах, которых есть звук «с’», под синий магнитик, в которых есть звук «с». 

 

Звуки «с» и «с’» обозначаются буквой — С. Давайте найдём букву С на ленте букв. Назовите её соседей. Найдите букву С в азбуке. Какие буквы здесь являются её соседями? (Дети находят, показывают, называют.)

Мы знаем, что сорока любит всё блестящее. Здесь у меня в шкатулочке лежат бусы. Давайте из этих красивых бус на столе выложим красивые буквы – С.

 

Бусы сначала выбирают девочки, а потом мальчики.

Выкладывают буквы.

    Мы сфотографируем буквы из бус. Напечатаем фотографии и отправим их сороке. А если сорока не обидит бабочку, мы ей подарим одни, самые красивые бусы. Вы согласны? (Ответы детей.)

    Давайте нарисуем букву С в воздухе: сначала заглавную, а потом строчную.

 (Пластический этюд – дети изображают букву  С  в воздухе.)

 Задание №6.

    Составьте, пожалуйста, с помощью фишек схему слова – СОРОКА.

 Один из детей составляет схему слова у доски, остальные за столами.

   Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков? Назовите их.  Сколько твёрдых согласных звуков? Назовите их.

Разделите слово на слоги (для разделения слова на слоги дети используют счётные палочки). Сколько в слове слогов? Назовите 1 слог, 2, 3.

Поставьте в слове ударение. Какой слог ударный? На какую букву падает ударение?

Составьте предложение со словом СОРОКА. (Ответы детей.) Сколько слов в предложении? (Если дети ошибаются, считаем все вместе.)

Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах. Что на них написано? (Сорока.) Разделите слово СОРОКА на слоги и поставьте в нём ударение.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

    Воспитатель: Все задания сороки мы выполнили. Молодцы! Вы очень старались. Мне очень понравилась, как вы помогали бабочке. Летом нас бабочка обязательно отблагодарит. А сороке мы с вами, ребята, что можем пожелать? (Ответы детей.) Я приготовила волшебные снежинки, которые смогут передать сороке все наши пожелания в её адрес.

 Воспитатель показывает лист бумаги.

На нём изображена буква С, сделанная из липкой ленты.

Дети прикрепляют на неё по очереди снежинки и называют «волшебные» слова.

     Дети: Будь сорока: доброй, ласковой, нежной, хорошей, умной, скромной, весёлой, загадочной, послушной, интересной.

 Воспитатель: Пока вы будете днём спать, я все ваши ответы напишу в письме для бабочки. Воробьишка прилетит вечером, (мы с ним договорились), и передаст письмо ей. Пусть бабочка учится грамоте сама и учит сороку. И думаю, что после таких интересных занятий они подружатся.

А вас за помощь я хочу отблагодарить и угостить витаминками. Растите здоровыми, умными и заботливыми.

Пивнева Ольга Алексеевна.

 Ольга Алексеевна, как же интересно на ваших занятиях! Сколько всего подготавливается для одного занятия: и кроссворды, и карточки, и картинки и еще много всего. Конечно, с таким вниманием детям всегда будет интересно учиться и постигать новое. Спасибо вам, за ваш труд!

Друзья, поддержите Ольгу Алексеевну в комментариях. Поддержка — это так важно и нужно...

Доброго дня всем!

С уважением,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

action_app_1484569134_9460

Комментарии 21 комментарий

  • Ольга отлично проводит с детками занятия по грамоте. Спасибо. Очень содержательное занятие. *IN LOVE*

  • Классно, мы тоже курс начали в садике развивающие занятия, можно что-то подобное сделать..., очень интересно...и гимнастика для язычка отличная и занятия бесподобные...скину ссылочку своему воспитателю на заметку! =)

  • Неужели есть на самом деле такие увлекательные занятия для деток. Даже не верится.Ольга Алексеевна, я в восторге от ваших занятий. Вот бы все =) так занимались с детками, как Вы!

    • Ольга Алексеевна очень часто участвует в конкурсах и лично я не устаю восхищаться профессионализмом и теплым отношением к детям.

  • Да, побольше бы таких воспитателе!

  • А вот мне интересно, это какая группа по возрасту? И сколько человек Вы в такое Занятие вовлекаете? И как они отвечают на вопросы-задания: хором? По очереди?

    • Дарья, занятие я проводила с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

      Занятия проводятся по подгруппам (сейчас наполняемость групп 30 человек; у нас группы смешанные: старшая-подготовительная). На моём занятии было 10 человек.

      В подготовительной группе мы учим уже детей отвечать на вопросы воспитателя: во-первых, полным ответом; во-вторых, по очереди.

  • да, подрастет малышка, все в копилочку:-)

  • Какие всегда интересные занятия у Оли. Просто восхищаюсь! Побольше бы было таких воспитателей. И наше бы государство достойно бы им все оплачивало... Вот с последним пока точно все просто нечто... Жаль очень, что так...

    Оля, удачи в конкурсе! Уверена, что работа будет обязательно отмечена. Какая вы молодец! *IN LOVE*

  • Вот это занятие! Мое сплошное восхищение!

    Очень понравилось, что для изучения одной-единственной буковки используются такие разные задания. Труд, конечно, кропотливый, но зато детки так легко освоят грамоту и, я уверена, с благодарностью будут вспоминать Ольгу Алексеевну.

    Дай Бог Вам здоровья!

    Удачи Вам в конкурсе!

    • Спасибо, Людмила! Труд действительно кропотливый,такова наша работа. Детям очень нравятся такие увлекательные занятия!

  • Вот это программа! Целый сценарий =-O

    Наверняка деткам понравилось.

    Интересно, много времени ушло на написание?..

    • Лариса, детям очень понравилось! Такие занятия пролетают моментально и дети не устают,а также хорошо усваивают материал.

      А на написание сценария ушло часа 1,5. На подготовку материала столько же: нарисовать ребусы, сделать домики, букву С из липкой ленты...

  • Какое хорошее занятие! Уже давно по-доброму завидую воспитанникам Ольги Алексеевны :) Удачи в конкурсе!

    И очень понравилось разнообразие обучающих пособий в садике!

    • Юлия, меня тоже уже посещала мысль вернуться в детсадовский возраст в группу Ольги Алексеевны! :-D Воспитатель — по призванию! *IN LOVE*

  • Для меня всегда интересно читать занятия, которые созданы для группы детей, так как я обычно составляю игры для 1-2 детей, а когда много, это намного сложнее для педагога. Спасибо за возможность посмотреть на ваше занятие с детками

  • Ольга Алексеевна, Вы замечательный педагог. Повезло тем деткам и родителям, которые общаются с вами.

    Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *