Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.
Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .
Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Макет планеты Земля
- Игрушка магнитный конструктор
- Космос для самых маленьких
- Математическая игра для дошкольников
Астрономия для детей
Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):
– Мама, до моего дня рождения осталось два месяца?
– Да,
– Хорошо. Мама, ты подаришь мне телескоп, а ты папа космический корабль и я полечу открывать новые планеты и галактики.
И конечно же при этом лицо нашего сыночка было самым серьезным, таким серьезным, что мы с мужем расхохотались в голос .
А бывало и ещё веселее:
На унитазе стоит подставка с тремя маленькими свечами. Заметила я, что одна из свечек с унитаза исчезла и закралось у меня подозрение, что погибла она смертью храбрых . В очередное высаживание, я задаю вопрос о том, где же свечка? На что получаю правдивый ответ, что мол упала в унитаз, а я её промыл. Объясняю, что так унитаз может засориться, поэтому ничего подобного в него падать не должно.
– Почему?
– Потому что если унитаз засорится, то всё что находится в сточных трубах придет к нам в квартиру.
– Почему?
– Потому что дырочка в унитазе не большая и если она закроется, то мы не сможем его промыть.
– Почему?
Тут меня позвал муж, Александру пора было делать свои дела и укладываться на тихий час. Я быстро ему ответила направляясь в соседнюю комнату к “старшему сыночку”:
– Потому что унитазная система такая.
– Не правда мама, есть только Солнечная система, а унитазной системы не бывает. Унитазы в космосе не летают!
Макет планеты Земля
Тему астрономия для детей мы проходили много раз, я отвечала интересу сына и всё время находила для него что-то новенькое.
Никогда бы не поверила, если бы мне сказали год назад, что книга “Вселенная” будет читаться нами в запой в возрасте около четырех лет. Но именно так оно и вышло, когда мы начали выходить из очень захватившей Александра темы Водная стихия. Дойдя до описания планеты Земля, Александр предложил:
– Мама, а давай сделаем такой бутерброд.
Он конечно же имел ввиду съедобный бутерброд, но на тот момент у меня не было ничего подходящего в холодильнике и я предложила сделать его из пластилина. Дело было вскоре после обеда и я точно знала, что мы неголодны . Лепили конечно вместе, рядом лежала наша книга открытая на странице “бутерброда”, чтобы мы могли сравнивать, обсуждать и ваять. Ну вот, макет планеты Земля и готов!
Но так хочется заглянуть вовнутрь, из чего состоит наша планета? И Александр даже занес нож для пластилина над макетом. Я предложила воспользоваться зубной нитью и разрез получился идеальным.
А потом конечно же началось дурачество . Половинки планеты были цветными очками, затем Александр стал марсианином и в конце он решил из одной половинки сделать себе цветную машинку, а другую половинку сохранить, чтобы показать папе .
Когда папа вернулся с работы, сын с восторгом принес ему свой шедевр и взахлеб хотел рассказать что это и из чего состоит. Но тут случилась незадача . Кроме слов: планета Земля, жидкий, твердый, океаны и материки, он ничего не знал по-испански. Тогда мы вдвоем, постарались объяснить папе что именно перед ним находится, а чтобы Александр выучил данные слова по-испански мы их написали.
Это прекрасно подойдет и вам если вы хотите наглядно отобразить состав нашей планеты на русском, английском или каком-то другом языке. О наших занятиях иностранными языками, можно прочитать в рубрике Билингвизм.
(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)
Игрушка магнитный конструктор
Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу First big book of space. Не успели начать, как на 8 странице он оживился:
– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!
Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.
Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.
Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.
Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.
Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.
Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.
Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.
Космос для самых маленьких
У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать для самых маленьких. Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!
Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.
Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).
И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.
Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .
Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.
Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.
На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.
По играм с водой вы можете увидеть, что сенсорный короб с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.
Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .
Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.
Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”
Представляю вашему вниманию ещё одну математическую игру для дошкольников. Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).
Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .
Условия математической игры
В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.
Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например : 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.
Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете в этой статье.
Незапланированные занятия по теме
Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.
Ну что взлетаем?
И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:
– Это же галактика, мама!
Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!
Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.
По теме:
Занятие 2. Луна – спутник Земли
Занятие 3. Запуск ракеты и туманности на молоке
Занятие 4. Детям о солнечной системе
Занятие 5. Детям о спутниках планет
Обзор книг о космосе на английском языке
Обзор книг о космосе на русском языке
Ольга
Боже, каким красавцем становится Александр! А по теме – как всегда чудесно, Вика, спасибо за вдохновение. Особенно мне захотелось реплицировать игру-ходилку, нам давно пора с таким-то интересом к математике.
Viktoria Soldatova
Оля, спасибо. Ты же знаешь, что для каждой матери ее ребенок самый красивый, но мне всё равно приятно, что другие видят в нем эту красоту. Самое главное, что Александр растет “красивым человеком”. Он добрый, заботливый, понимающий, ну в общем ты поняла, что я влюблена в него без памяти .
По поводу математической игры – она у нас большой ХИТ! Причем с усложнением правил, интерес ребенка увеличился. Через пару недель я заметила, что он считает просто автоматически в пределах 40. Сложение всё же дается легче чем вычитание.
Елена
Как же повезло, сыночку с мамочкой. Очень понравилась идея развивать через интересы ребенка.
Viktoria Soldatova
Елена, спасибо за комментарий . Важность развития ребенка через его интересы я понимала давно. Но пока сын был совсем маленьким было сложно узнать о его интересах. Как только он смог выражать свои желания в познании какого либо предмета, я стала давать ему возможность познать его. Именно на волне собственного интереса ребенок слушает очень внимательно и запоминает практически всё из рассказанного/прочитанного/обыгранного.
Юлия
Виктория, пока что Пьер-Луиджи очень любит рассматривать Луну на небе или Луну и звезды в книгах. Заказала первую книгу про космос и карточки Вундеркинд по астрономии для детей.
Сенсорная коробка просто невероятная!
Viktoria Soldatova
Юля, у нас тоже интерес начинался именно с Луны, а дальше больше, так что похоже у тебя тоже увлеченный астроном растет!
По астрономии у меня расписаны игры в 7 статьях, так что ты попала по адресу . Желаю вам с Пьером-Луиджи познавательных игр, а все необходимое для сенсорной коробки посмотри в вашем Амазоне.
Алиса
Спасибо, как раз работаю над темой астрономия для детей. Ваш пост как раз кстати!
Viktoria Soldatova
Алиса, тема космоса очень интересна детям. С удовольствием зайду к вам почитать о занятиях по ней .
Олеся
Виктория, тема астрономии очень интересна моим детям. Дочке 6 лет, сыну 3,5. Лепили планету из пластилина как у вас, а надписи делали на русском. Дочь уже читает, так что ей было легче выучить слои нашей планеты. Видео про Солнце произвело огромное впечатление на всех нас. Конструктора у нас нет, поэтому вырезала детали из бумаги, ламинировала и дала детям для сборки ракеты. Спасибо за такие подробные и интересные занятия. Все ваши статьи наполнены любовью к ребенку .
На следующей неделе будем запускать ракету из воздушного шарика и рисовать на молоке .
Viktoria Soldatova
Олеся, как мне приятно читать подобные комментарии! Осознавая, что мамы действительно берут мои наработки за основу и проводят занятия со своими детьми. У ваших деток очень благодатный возраст для совместных занятий, а вы так умело заменяете недостающие детали самодельными, супер!
На сколько я поняла, вы двигаетесь по нашим занятиям астрономией и следующим будут туманности на молоке. Это действительно интересное и очень красивое занятие, удачи!
Людмила
До чего же любознательный и сообразительный Александр! Влюбляюсь в него все больше и больше! Виктория, вы чудесная мама! Космос – тема действительно обширная и очень увлекает деток. Беру на вооружение вашу математическую игру по астрономии. У нас уже была напольная космическая игра, думаю, и такая понравится.
Viktoria Soldatova
Людмила, спасибо большое за изобилие комплиментов . Астрономия действительно была обыграна у нас очень разнообразно, Александр до сих пор практикует некоторые игры из этих занятий, например, запуск ракеты из шарика. Буду рада, если математическая игра в стиле космос, понравится вашим мальчикам.
Татьяна
Виктория, астрономия – очень занимательна для изучения, дети рано замечают солнце, луну, звезды, как день сменяет ночь, им интересно узнать, почему так происходит.
Viktoria Soldatova
Совершенно верно Татьяна, только некоторые родители почему-то не хотят этого замечать .Благо, что в детском саду детки получают многие ответы на свои вопросы. И всё же я придерживаюсь мнения, что лучше “поймать” интерес ребенка, тогда полученная им информация будет усвоена с бОльшей вероятностью.
Ирина и Игорь
Очень интересная подборка занятий для изучения астрономии с детьми. Сама тема притягательна для многих дошкольников, а уж строительство и запуск ракеты – это самое интересное. Мы как-то запускали ракету при реакции соды с лимонной кислотой и уксусом. Но делать это нужно только под контролем взрослых.
Viktoria Soldatova
Спасибо Ирина, мы обязательно будем продолжать тему космоса и постараемся запустить ракету, подходящую по возрасту на сегодняшний день .