вторник, 10 февраля 2015 г.

Как научить ребенка

Сейчас в блоге Людмилы Поцепун Цветы жизни проходит интересный конкурс: Как научить ребенка.... Сперва я растерялась, даже не подумала об участии, потому что не имею какого-то рецепта.... Но моя мама мне сказала: "Аня, а как же сказки?" И все-таки я решилась попробовать кое-что рассказать. Но начну я издалека....

Иногда мне задают простой вопрос: а как вы научились? Не важно чему, не важно когда, но вот это КАК ставит меня в тупик. Можно ли вообще чему-то научить? Есть ли универсальные способы и рецепты? Столько умных людей пишут учебники, составляют уроки, готовят пособия, но знают ли они точные рецепты обучения?

Со своими тремя детьми я в разное время, разными способами занималась разными вещами. И ни с одним я так и не выработала какой-то схемы. Нет, можно, конечно, дать общие рекомендации по любому вопросу, но они все и впрямь общие: обязательно требуют индивидуальной корректировки, а может и полной замены способа.
Я частенько шучу: «Ребенок, ты мое педагогическое Ватерлоо». Потому что я стою в растерянности рядом с ним, понимая, что ни один из известных мне способов результата не дал. Не потому ли так часто родители прибегают к древнейшему способу разъяснения – физическому наказанию? 
Но, как известно, этот способ работает плохо. При систематическом применении он может привести к страху и психологическим проблемам, но никак не к знаниям и умениям. Это полное педагогическое поражение и признание его. Помню, как одна знакомая делилась, что в начальной школе сына приходилось лупить, чтобы он старательно писал, у него стал просто замечательный почерк. Но вот ребенок пошел в пятый класс и все, снова пишет из рук вон плохо. И снова непонимание – почему?
Но сейчас я хотела не о физических наказаниях порассуждать, а о том, что можно считать составляющими успешного обучения.  И попробую подумать на конкретном примере. Например, обучение навыку шитья.
Живет семья - мама, папа, дочка. И нет у мамы умения и желания шить, папа тоже не в курсе, как это делается, бабушки не занимаются рукоделием, тети живут далеко…. В общем, в семье не шьют. Когда ребенок захочет научится шитью? Возможно, никогда. Он не знает о нем ничего, не понимает, зачем это нужно.
То есть одной из составляющих успешного обучения является наглядный пример, интерес родителей к какому-то делу.
Но если в той же семье мама все же хочет научить ребенка шить, хоть и не умеет. Она ведет дочку в кружок, где девочка видит увлеченных людей,  мастерство, результат, процесс…. И вот у ребенка вполне вероятно проснется желание. Но возраст, в котором малышка придет к увлечению шитьем в рукодельной семье и нерукодельной, будет различным.
И вот принесла девочка свою первую кривую игрушку. А мама говорит: «О, у тебя плохо получилось, нужно еще учиться, а то она такая страшная». И девочка расстроится. Она, скорее всего, потеряет интерес. А если мама скажет: «Ого! Это всего первая работа, а уже так замечательно получилось! Представляю, какие восхитительные игрушки ты сможешь шить, когда наберешься опыта!» И девочка с нетерпением будет ждать продолжения занятий.
Таким образом, важной составляющей обучения является похвала, убеждение ребенка в своих силах.
А если мама любит шить, она очень хочет научить дочку. Она зовет ее, усаживает рядом, показывает, учит…. Но ребенку не хочется. Почему? Да просто ей пока не интересно. Все должно быть своевременно.
Результат будет только тогда, когда ребенок сам заинтересуется.
А если маленькая дочка все же увлеклась. Она просит маму научить шить. И мама усаживает трехлетку, дает ей иголку, учит вставлять нитку и предлагает прошить длинный скучный шов. У девочки не получается. Мама начинает нервничать, повышать голос…. И девочка все бросает и уходит.
Ребенку важно, чтобы его приняли таким не умеющим, чтобы проявили доброжелательность и терпение.
Ладно, мама все это проявила, но дочь все равно не прониклась – два стежка и бежать. А мама пытается снова усадить, снова терпеливо научить…. И тут снова не получается.
Урок должен соответствовать возрасту. Не может трехлетка долго и нудно шить взрослой иголкой простой шов. Если дать шнуровку, яркую, красивую, с толстой иглой и красивым шнурочком, то малышка не уставая, с радостью прошьет эту первую дорожку.

Вот так, само собой у меня и родились принципы успешного обучения:
1.       Наглядный пример и интерес родителей, близких родственников, позже педагогов и товарищей.
2.       Похвала и убежденность в успехе ребенка, искренний интерес к детской деятельности.
3.       Проявление интереса со стороны ребенка.
4.       Доброжелательность и терпение.
5.       Соответствие сложности задания возрасту ребенка и его опыту.

Но это, конечно, не все. Дети-то не универсальные роботы, в которых можно заложить программу. Они все уникальны, но, безусловно, все талантливы. К чему-то есть большие способности, к чему-то меньшие. Кому-то необходим дух соревнования, кому-то наоборот. Кто-то предпочитает командную работу, а другому нужно персональное занятие. Одному хочется больше советов, помощи, иному больше свободы. Индивидуально и время, с которого стоит начать обучение, для каждого свой возраст. И еще много всяких НО. 
Обучение чему-либо – это всегда творческий процесс, это всегда приключение, каждый раз отличное от предыдущего.

И все-таки у меня есть один способ, который я очень люблю и часто применяю для обучения и воспитания – сказка. Я сочиняю достаточно много историй по самым разным поводам и темам, а иногда они сами ко мне приходят, а я кидаюсь записывать. Так родилась моя книга Истории маленького проказника.

Я подметила, что детям часто просто не хватает понимания, осознания того, для чего им это нужно. То есть они не видят смысла в том или ином навыке. И эту особенность я поставила во главу угла в своих историях.
Моя книга о семье ежей, где самый маленький сынок – непослушный хулиган, который постоянно плохо себя ведет.  Истории короткие и простые, но суть везде одна – малыш что-то делал нехорошее, а потом сам же от этого пострадал. В результате, ежонок меняет свое поведение и меняется ситуация. 

Книга очень полюбилась моим детям, сейчас я пишу продолжение. Рисунки тоже мое творчество, специально простые и смешные. Ну, и задания после каждой главы, чтобы и развивалочка какая-то была.
Метод сказкотерапии меня увлек не так давно, после рождения моего младшего сыночка. Вместе с его появлением в жизни нашей семьи появилась мамина сказка. Удивительно, как дети проецируют поведение героев на себя, но при этом не обижаются, а размышляют и делают выводы. Я хочу показать всего две страницы моей книги. Это сказка на тему «Как научить ребенка убирать свои вещи».

А вот собственно сама сказка (не уверена, что текст хорошо виден на фото).

Беспорядок

Буду только я играть,
Все игрушки буду брать,
Нет минутки никогда,
А уборка ерунда!

Очень любил играть маленький Ежонок. И так увлекался, что постоянно все разбрасывал. Зайдет мама в комнату и ахнет:
- Ну, как же так! Ведь у тебя не пройти-не проехать! Собери все игрушки, с которыми не играешь!
Но маленькому Ёжику совсем не хотелось заниматься таким неинтересным занятием. Он достал новые игрушки и стал строить замок из конструктора.
К концу дня в комнате валялось все, что только можно: машинки в разных углах, кубики, мячики, краски, бумага, конструктор, настольные игры… Мама Ежиха только руками всплеснула, глядя на этот беспорядок. Но не было у нее времени заниматься уборкой.
А Ежик решил почитать книжку про машины, стал ее искать, а найти не может, побежал к маме, да наступил на машинку, упал, ударился больно-больно, сидит и плачет. А потом смотрит, машинка-то сломалась. Расстроился Ежонок, побежал к папе:
- Почини машину!
- О, нет, тут уже ничего починить нельзя, - ответил папа.
Совсем грустный малыш вернулся в комнату. Решил хоть порисовать немного, но кисточку так и не нашел. Взялся за фломастеры, а они не пишут, потому что все без колпачков валялись.
Позвал крошка брата:
- Давай в настольную игру поиграем.
Братик согласился. Стали они раскладывать игровое поле, да карточек для игры не досчитались.
- Нет, так ничего не получится, - сказал братишка, - сначала нужно все карточки найти, только потом игра выйдет.
 И остался сидеть Ежонок в разгромленной комнате, посреди своего беспорядка. Вроде и игрушек много, а заняться ничем не получается. Грустил-грустил, пока мама не пришла. Говорит Ежиха:
- Малыш, а ты разложи все по местам, тогда и найдешь все, что нужно.
Стал Ёжик уборку делать и кисточка обнаружилась, и карточки от настольной игры, и книжка любимая. С тех пор малыш всегда все на место клал, чтобы было с чем играть потом. А мама ему новые фломастеры купила, и теперь они у Ёжика всегда пишут, потому что в колпачках хранятся.


Чтобы приучить детей к порядку я использовала также множество игр и даже организовывала соревнование с кубком. Сказка стала завершающим этапом, и именно она дала самый поразительный результат. 
Участвую с этим своим "исследованием" в конкурсе Как научить ребенка.... в блоге Людмилы Поцепун. Спонсором является Издательство "МИФ. Детство".

10 комментариев:

  1. Ой, а что это я не прокомментировала. Я помню, что читала эту отличную статью. Принципы успешного обучения совершенно верно сформулированы. Успешный ученик- любимый ребёнок! Очень нравятся твои сказки и иллюстрации. Аня, подскажи, как ты научилась рисовать? Какую программу используешь? Очень хочу научиться, но не представляю с чего начать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, наверняка комментировала, просто на тот момент у меня были комментарии из гугла, я еще долго сомневалась менять ли их, потому что теряла все, что раньше писали, но решилась, потому что прежний формат ограничивал возможность комментирования для незарегистрированных в гугле пользователей.
      Спасибо за отзыв. А рисовать училась в фотошопе. Сама. Начинала с отрисовки картинок. Это когда берешь готовую картинку плохого качества и перерисовываешь ее, чтобы получить хорошее качество. Нарисовала некоторое количество таких рисунков, потом стала добавлять от себя детали, а потом и рисовать сама. А вообще уроков много в сети, но мне нравилось учиться на сайте материнство ру. Там на форуме очень много девочек, которые отрисовывают и рисуют. Они выкладывают и свои работы, и уроки. У меня там тоже дневничок есть, там мои рамки для фото, что я делала, отрисовки, рисунки, дипломы, медали... Я уже давно туда ничего не пишу и не выкладываю, надеюсь постепенно все сюда перенести, просто, чтобы было)))

      Удалить
  2. Какая чудесная книжечка!!! И насчет методов обучения полностью согласна!

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, и я согласна со всеми принципами успешного обучения.
    И сказка мне очень понравилась.
    Аня, а книжка у Вас электронная или бумажная?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила, книга есть и в печатном виде и в электронном.

      Удалить
    2. Здорово! Уверена, что это самая любимая книжка Ваших деток. А где ее можно приобрести?

      Удалить
    3. Анна, хорошо бы Вам добавить кнопочку "Подписаться на комментарии", а то трудновато искать ответы на свои вопросы - по разным статьям :)

      Удалить
    4. Людмила, спасибо за интерес, в печатном виде книга не имеет регистрации, так что купить ее нельзя, а на счет продажи в электронном виде я как-то и не задумывалась. Но если вас электронный вариант интересует, то могу проработать этот вопрос.
      А кнопочка подписки есть. Перед публикацией комментария нужно поставить галочку рядом со словом "Оповещать" справа - напротив кнопок Публикация и Просмотр. Честно говоря, я ее сама раньше не замечала, пока не показали)))

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...