Игры для развития речи самых маленьких

Людмила Поцепун   21.05.2012

Современные мамочки (в большинстве) — это кладезь идей для творчества и развития деток. Мама может обыграть ситуацию и превратить слезы в улыбку, может занять кроху, стоя в очереди или в дальней дороге, может «оживить»  куклу и заставить ее говорить. А вместе с ней ненавязчиво и легко раскрепостить речевую деятельность крохи.

Даже маленький младенец прекрасно понимает слово «мама» — он всегда будет поворачивать голову и искать маму. А также знает, что слова «заинька», «солнышко», «птенчик» — имеют непосредственное к нему отношение. Он радуется и тянет ручки, услышав их.

Ребенок ВСЕГДА  готов к общению. Задача заботливого родителя — дать ему это общение по максимуму. Говорите, говорите, говорите с малышом! Молодые мамочки иногда не знают о чем можно говорить с годовалым карапузом. Да о чем угодно! Что вы делаете, куда идете, кого видите, что из чего состоит и как работает.

Игра «Что? Кто? Где?»

Эти вопросы — палочка-выручалочка для родителей и незаменимый источник обогащения словарного запаса крохи. Все, что попадает в поле зрения малыша необходимо озвучивать.

Что едет? — пауза — ответ — Правильно, машина. — А как машина едет? — Б-ж-ж.

Кто это? — Собачка? — Как собачка говорит? — Правильно: ав-ав.

На первом этапе, задавая малышу вопросы, отвечайте на них сами. Потом делайте небольшую паузу, дайте ему возможность сказать знакомое слово, а потом повторите его ответ. Описывайте подробно. Покажите малышу, что вы от него хотите, и в скором времени (при регулярных занятиях) он скопирует ваши действия и слова до точки.

Кто это? Это кошка. Как кошка говорит? Мяу — мяу. Где кошка сидит? Кошка сидит на окошке. Что делает кошка? Кошка умывается.

Первые кукольные спектакли

В развитии речи малыша хорошими помощниками в маминых руках являются игрушки. Ведь малыши совершенно искренне верят, что в руках взрослого игрушки оживают: ведь они начинают двигаться и говорить!

Вы сидите за столом. Напротив малыша — ширма, за которой прячутся «говорящие» игрушки — кошка, собака, утенок, коза, корова и т.д. Спрячьте свое лицо за ширму и издайте звук, например, «му-у». Потом спросите у малышу «Кто так говорит?». Когда малыш отгадает, или вы поможете ему с ответом, достаньте из-за ширмы корову и отдайте ее ребенку. При этом можно спеть песенку «Кто пасется на лугу?»

— Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
— Кони?
— Нет, не кони!

— Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
— Козы?
— Нет, не козы!

— Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
— А, коровы!
— Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко —
Будете здоровы!
Пейте, дети, молоко —
Будете здоровы!

Далее снова спрячьтесь за ширму и произнесите «Ме-е». Когда малыш отгадает, покажите ему игрушечную козу. Теперь можно прочитать стихотворение и поиграть в «Козу рогатую».

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

А кашку кто кушает,

Кто мамочку слушает,

С тем поиграет, поиграет, поиграет!

            Таким образом, обыграйте каждого персонажа, спрятавшегося за ширмой. Например, про Петушка можно прочитать вот такой стишок Марины Ореховой:

На заборе, на заборе
Громко песенку поет
Утром рано, утром рано
Вместе с детками встает

У него  златые  шпорки
Хохолок и борода
Яркий хвост и звонкий голос
Он разбудит нас с утра!

Ну конечно же, конечно
Это Петя наш дружок
Самый звонкий на деревне
Наш веселый Петушок!

Про бычка от Агнии Барто:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

            Про кошку — стихотворение В. Лунина:

-Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу её на чай!

            Про собаку — от В. Орлова:

-Почему собака злая
Ходит, хвостиком виляя?
— То ли хвостик так обучен,
То ли плохо он прикручен!

            С куклами и мягкими игрушками можно обыграть какие-то ежедневные действия, ритуалы. Эта игра поможет пополнить предметный словарь.

            Уложим зайку спать.

Возьмите любимую игрушку малыша — куклу, медвежонка, зайчонка, и проиграйте все действия, как укладываете спать самого ребенка. Ведь все это хорошо знакомо крохе и ему будет интересно ненадолго стать мамой и уложить спать зверушку.

Сначала покажите и расскажите малышу обо всем, что вам нужно.

— Посмотри-ка, что это? Это кроватка. А это что? Простынка, одеяло, подушка.

Можно вспомнить строчки С.Я. Маршака из стихотворения «Усатый-полосатый»:

— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.

            Разговариваем дальше:

— Что мы теперь будем делать? Правильно, укладывать зайку спать. Сначала умоем, разденем, оденем пижаму. Куда сложим одежду? Правильно, на стульчик. А теперь ложим зайку на кровать. Он не хочет спать? что мы будем делать? Давай покачаем. Песенку споем? Давай.

Точно также можно озвучить и другие игры-действия: «Зайка хочет кушать», «Зайка идет гулять», «К зайке пришли гости» и т.д.

            «Чудесный мешочек»

Сшейте из ярких лоскутков мешочек. Положите туда игрушку и во время игры достаньте ее. Если это новая игрушка, то познакомьте с ней малыша. Расскажите кто это, откуда приехал (с какой страны или из какой сказки), как говорит, что умеет. После игры попросите ребенка спрятать игрушку назад в мешочек. Со временем малыш сам должен сказать кого он спрятал или достал из мешочка.

Такой мешочек можно использовать с детками постарше, спрятав туда «говорящие игрушки». Малыш должен на ощупь угадать, кого он взял в руки и назвать или озвучить его, а только потом достать и проверить прав ли он.

Если взрослому удастся наладить такой игровой режим, совсем скоро малыш заговорит фразами. И тогда уже будут другие игры.

Общительных вам деток!

 

Просмотров: 26

Комментарии 9 комментариев

  • у на игры и речевые и криковые и всякие разные :) но второй вариант пока преимущественен :)

  • Мила, отличные игры для детишек: помогут и речь развить и память, и фантазию.

  • Я тоже все рассказываю, комментирую, называю :)

    Но до спектаклей мы пока не дошли. Мне кажется, нам еще рановато (год и два месяца).

  • Все это использую уже с внучками — очень эффективно воздействует на восприятие и запоминание. Еще я активно использую пальцевое изображение животных: собачек, мышек, лисичек и т.д.Спасибо за теплый призыв к активным действиям.

    • Пальцевое изображение — сами рисуете на пальцах или надеваете пальчиковые игрушки?

      • Складываю пальцы в виде зверушек, как в теневом театре. Доброго времени для добрых дел.

        • Здорово. Это удивительная техника, а я кроме зайчика с собачкой никого не умею делать...

  • С детьми действительно хорошо заниматься развивающими играми. Они на них учатся новым вещам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *