Игры в развитии речи ребенка

Каждый родитель обеспокоен правильным развитием своего ребенка. Каждому хочется вырастить гармонично-развитого человека, успешного  в жизни. Одним из важных аспектов развития ребенка является речь. О том, какие нормы речевого развития детей существуют и какие игры способствуют наиболее быстрому развитию речи мы сегодня поговорим. В данном разговоре нам поможет педагог, психолог и просто замечательный человек Марина Таланина.

Игры в развитии речи ребенка

Речь ребенка начинает развиваться именно в раннем возрасте в результате развития малыша и путем использования разнообразных дидактических игр, при помощи которых взрослые в состоянии грамотно стимулировать дальнейший процесс запуска речи у своего чада. Детский мозг после рождения очень податлив и с радостью откликается на образовательные старания родителей.

Игры в развитии речи детей имеют очень важное значение, поскольку стимулируют определенные участки мозга, побуждая малышей к тому, чтобы активно говорить. Игры:

  • стимулируют зоны мозга ребенка, отвечающие за речь;
  • обогащают словарный запас;
  • формируют правильную структуру языка;
  • вызывают интерес к общению со сверстниками;
  • развивают речь.

Норма речевого развития детей

Какова же норма речевого развития детей по возрастам? Давайте составим небольшую таблицу:

1-1,5 г.
  • малыш произносит слова, не изменяя их грамматическую структуру;
  • называет только несколько слов;
  • в основном, упоминает предметы, которые видит прямо сейчас;
  • малыш, преимущественно, слушает, а не говорит.
1,5 – 2,5 г.
  • ребенок начинает изменять слова, меняет их окончания;
  • соединяет слова, формируя короткие фразы;
  •  постепенно переходит к самостоятельной речи, которая становится довольно активной;
  • интересуется предметами, которые его окружают, постоянно спрашивая о том, как они называются.
2,5 – 3 г.
  • речь малыша развита  и позволяет вступить с ним в диалог
3 – 4 г.
  • малыш входит в тот возраст, когда становится «почемучкой», побуждая взрослых терпеливо отвечать ему в доступной форме;
  • словарный запас малыша насчитывает приблизительно 2000 слов;
  • еще присутствует неверное употребление суффиксов, окончаний и приставок;
  • усложняются и удлиняются фразы.
4-5 лет
  • речь ребенка становится разнообразнее и богаче;
  • словарь малыша увеличивается до 3000 слов;
  • ребенок может создавать собственные слова «прыгушка» (лягушка);
  • появляется способность пересказывать услышанное;
  • появляется монологическая речь со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
  • ответы ребенка включают 2-3 фразы.
5-6 лет
  • заканчивается формирование правильного звукопроизношения ребенка;
  • слова запоминаются без всяких усилий и словарный запас ребенка уже сложно сосчитать;
  • ребенок начинает правильно употреблять приставки, суффиксы и окончания;
  • говорит развернутыми фразами и способен рассказывать о событиях своей жизни.

Итак, мы с вами рассмотрели нормы речевого развития детей по возрастам, а теперь приведем эффективные и увлекательные дидактические игры по развитию речи

Дидактические игры по развитию речи

Помимо того, что данные игры хорошо развивают речь ребенка, они способствуют формированию массы других полезных умений и навыков, через которые, собственно, мы и влияем на появление речи у малыша. Игры расположены в порядке постепенного усложнения, то есть сначала для самых маленьких, а потом для деток постарше.

Игра «Веселые ежата»

В эту игру играют с помощью бельевых прищепок, при помощи которых очень активно развивается кисть и те самые пальцы, которые впоследствии так важны в процессе письма.

Что понадобится: фигурки ежей, вырезанные из цветного картона и разноцветные прищепки или скрепки.

Как играть: берем ежа и «прищепливаем» к его спинке прищепки, которые должны будут служить ему иголками.  Нужно подобрать прищепки по цвету самого ежа.

Можно усложнить задачу и попросить малыша подобрать иголки другого цвета (в этом случае мы будем развивать еще и цветовосприятие ребенка).

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, развитие мелкой моторики и цветовосприятия у детей.

Солнышко.

Что понадобится: большой круг из желтой материи  с пришитыми глазками и ротиком, чтобы было веселее, и солнышко казалось живым. По краю солнечного круга делаем прорези под размер пуговиц. Из такой же ткани вырезаем лучи для солнышка, к каждому из которых пришиваем пуговку.

Как играть: задача малыша пристегнуть к солнышку лучики.

Цель игры:  стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, овладение навыками застегивания одежды и пользования столовыми приборами.

Манное рисование.

Что понадобится: детский столик, на котором мы рассыпаем манную крупу.

Как играть: пальчиками малыш создает на крупе рисунки, согласно его фантазии.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, тщательное формирование  мелкой моторики малыша.

Одной из таких игр может стать и нетрадиционное рисование.

Шарико-кубиковая игра.

 Что понадобится: две желтых корзины, две красных корзины, мячи и кубики желтого и красного цветов.

Как играть: положить в корзину шарик или кубик такого же цвета.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, развитие цветовосприятия, развитие понятия о геометрических фигурах, навыков поисковых действий и прогнозирования того, что получится.

Игра в маленькие и большие предметы.

Что понадобится: разные по размеру мячи, кубики и корзинки: большие и маленькие.

Как играть: соотнести мячи и кубики по размеру с корзинами.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, формирование понятий о величине, о различии и тождестве предметов по величине, пополнение пассивного словаря.

Форма и цвет.

Что понадобится: шарики, кубики, кирпичи и крыши, разные по форме и цвету.

Как играть: попросить ребенка построить дом согласно инструкции (шарик, кубик, кирпич, крыша).

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речь, умение действовать по инструкции, понимание формы и цвета.

nursery-2114173_1920_500x333

Волшебный мешочек.

Что понадобится: мешочек, шарики и кубики, разные по цвету и форме.

Как играть: необходимо рассмотреть и описать с ребенком каждый предмет, спрятать их в приготовленный мешочек. Перемешать. Ребенку нужно, ощупав предмет, не гладя на него, определить форму предмета и назвать ее, а потом проверить, верно ли отгадано.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за развитие речи, умение различать и характеризовать форму и цвет, активизация и пополнения словарного запаса малыша за счет прилагательных.

Большой и маленький дом

Что понадобится: 2 игрушечных домика: большой и маленький, игрушечный зайчик и медвежонок.

Как играть: взрослый рассказывает малышу, что зайчик должен жить в маленьком домике, а медвежонок -  в большом. Ребенок должен правильно поселить зверят в соответствующие их размеру домики и рассказать об этом, описав размер домиков.

Цель игры: развитие координации речи, пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка.

Какой?

Что понадобится: очень много разноцветных предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни.

Как играть: называем игрушку и предлагаем ребенку ее найти и описать.

Цель игры: пополнение и совершенствование словарного запаса малыша.

Букет.

Что понадобится: разноцветные квадратики картона, картинки, где изображены цветы.

 Как играть: малыш получает несколько разноцветных карточек и подбирает цветы по цвету его карточек. Так, получается букет. Затем ребенок объясняет, почему он подобрал именно этот цветок. «Я взял ромашку, потому что она белая, как и моя карточка.

Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка, ориентировка по цвету.


Загрузка...


Волшебная корзнка.

Что понадобится: игрушечная корзинка, игрушечные овощи и фрукты.

Как играть: спрятать в корзинке овощи и фрукты. Взрослый достает их по очереди и просит игрока дать название продукту и описать его (размер, цвет и т.д.).

Цель игры: пополнение и развитие атрибутивного запаса слов малыша, распознавание различных признаков предметов.

Как видите, значение игр в жизни малыша настолько велико, что от них напрямую зависит весь процесс дальнейшего успешного говорения ребенка.

Ожившие буквы.

Что понадобится: карточки с изображением букв, много разных картинок с предметами.

Как играть: выбираем любую картинку и составляем из букв ее название, выкладывая буквы по порядку. Если в игре участвует группа детей, то они исполняют роль букв, выстраиваясь в нужном порядке и образуя требуемое слово.

Цель игры: приобрести навыки анализа звуков и букв.

Замечательный звук.

Что понадобится: много картинок с изображение предметов, людей и животных, много картинок со звуками.

Как играть: раскладываем картинки на столе и собираем их в несколько стопок по начальному звуку: [П] – петух, подушка, пальма; [О] – оса, обруч, озеро и т.д.

Цель игры: приобрести навык распознавания звуков в слове и выделения начального звука.

Все игры простые, но глубоко эффективные. К тому же практически все из них можно изготовить самостоятельно, ну или посетить интернет магазин детских товаров и приобрести готовые комплекты карточек или картинок.

В качестве игры могут выступать и логопедические песенки. В этом видео представлено несколько таких детских песен.

И правда, лучшее, что мы можем дать нашим детям — нашу любовь и наше общение! И тогда они будут развиваться гармонично и успешно. Играйте с детками чаще!

С теплом,

Людмила  Поцепун.

bezymyannyj1

Загрузка...


Просмотров: 99

Комментарии 6 комментариев

  • Мы любили играть в театр. У нас был и большой, с куклами на руку, и простые магнитные досочки с фигурками и декорациями. И сами сочиняли и существующие сказки играли. Детям нравилось и для развития речи отлично *THUMBS UP*

    Сейчас они уже самосотоятельно нам спектакли домашние устраивают =)

    • Ой, как это здорово, когда детки сами ставят спектакли!.. Важнейшая часть детства!

  • С малышами нужно постоянно разговаривать, играть, учить стихи, чтобы развивать речь ребенка.

    • Как я согласна с вами, Оля! Разговор — это еще и важная часть воспитания. Просто разговаривать...

  • Игры интересные, но, к сожалению, не во все можно играть. У нас 2,5 года, но он не разговаривает. И привлечь его внимание очень сложно. Особенно, когда он не понимает, что от него хотят.

    • Нельзя забывать, что все детки индивидуальны, и к каждому нужен свой подход. Для этого и существуем мы, мамы =)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *