Что «скрывают» кончики пальцев?

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

Что «скрывают» кончики пальцев?

 Китайцы знали о пользе ручного воздействия на пальцы и ладони еще во 2-м веке до н.э. Мудрые жители этой страны утверждали, что массаж этих зон приводит в абсолютную гармонию тело и разум. Растирание кистей и пальцев через множество точек рефлексии отсылает благоприятные сигналы в нашу нервную систему, приводя все тело в состояние баланса и гармонии. Ведь на ладони акупунктурных точек не меньше, чем на ухе и стопе ноги.


Для информации, массируя определенные пальцы, вы оказываете следующие воздействия: на мозг (палец большой),  на желудок (указательный), на кишечник (средний), на почки и печень (безымянный), на сердце (мизинец).



Не просто так и у нас, среди русского народа, пальчиковые игры были очень распространены. Люди интуитивно занимались развитием своего потомства. Самые известные потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая», например, несут совсем не игровой характер, а именно развивающе-обучающий. Поэтому эти потешные игры смело можете практиковать со своим малышом в качестве оздоравливающих и полезных тренировок.

Позднее такая наука, как анатомия, выяснила, что кисть руки занимает целую одну третью часть всей площади двигательной зоны мозга. У каждого пальца есть довольно большое представительство в коре головного мозга. Не следует также забывать и о биоэнергетических точках, находящихся на всей         поверхности пальцев и ладоней, которые напрямую связаны не только с мозгом, но и с другими органами человека.

Следовательно, участок мозговой коры, в прямой зависимости от которого находится моторика пальцев рук, является очень важным, если дело касается здоровья и полноценной жизни любого ребенка. Его можно найти внизу центра передней извилины рядом с речевой областью. Участок представляет собой довольно обширную зону, хорошо развит и разделен на самостоятельные зоны, влияющие на пальцы по отдельности.

Давайте посмотрим, какое количество сложных действий происходит в головном мозге человека, когда мы хотим, например, взять карандаш. Двигательные нейроны, расположенные в соответствующем участке мозга, дают распоряжение мышцам, находящимся на руках и пальцах. Контроль верхней конечности, тянущейся к письменной принадлежности, происходит при помощи органов зрения и рецепторов, чувствующих изменения движений суставов и мышц. Об этом подробные данные поступают к нашей нервной системе. Рецепторы кончиков пальцев чувствуют прикосновение карандаша, который мы взяли, и информируют мозг о том, что нужно сделать, чтобы взять карандаш как следует и произвести нужные действия. При нашем желании что-либо нарисовать, более совершенная информация, находящаяся в мозге, должна будет активироваться, чтобы мы смогли справиться с новым действием под неусыпным контролем зрительной системы.

Мы видим из этого примера, что даже для реализации очень простых приемов, нужно привести в работу обширные участки мозга и его подкорковые отделы. И чтобы развивать мозг, нужно его постоянно тренировать специальными упражнениями. С этой задачей замечательно справляется пальчиковая гимнастика.

Польза пальчиковой гимнастики

Особенная важность заключается в том, что во время пальчиковых упражнений тренируются обе руки, т.е. происходит массаж обеих полушарий головного мозга. В связи с этим можно сделать вывод о пользе для малышей (когда мозг еще такой гибкий и особенно поддающийся любой тренировке) игр с пальчиками. Вот, что происходит во время выполнения пальчиковой гимнастики:

  • стимуляция клеток мозга;
  • «прямой» массаж моторных зон мозга (расположены в задней центральной извилине головного мозга);
  • «прямой» массаж речевых зон мозга (лобная доля левой части мозгового полушария и задний отдел височной доли мозга). В связи с этим, у тренированных малышей быстрее возникает речь;
  • стимуляция правильной артикуляции;
  • умение движение и речь приводить в согласование между собой;
  • появление базы для красивого и грамотного говорения в дальнейшем;
  • появление базы для красивого почерка в дальнейшем;
  • развитие гибкости суставов пальцев;
  • подготовка кисти к умению писать (происходит тренировка мышц на кисти и пальцах посредством чередования действий: сжать-расслабить-растянуть);
  • обеспечение всестороннего развития малыша;
  • тренировка координации движений, ловкости;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие функций памяти;
  • развитие функций мозга, отвечающих за научение чтению;
  • подача мозгу сенсорных впечатлений;
  • подготовка к научению счету;
  • осознание значений слов: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад…;
  • осваивание мозгом огромного объема информации;
  • улучшение памяти и внимания;
  • закладка здоровья органов (на ладошке и пальчиках находится очень много биоэнергетических точек, связанных с различными органами и системами тела человека. Массируя их, мы благотворно влияем на здоровье малыша);
  • повышение дальнейшей работоспособности;
  • поддержание здоровья мозговых систем;
  • устранение эмоционального напряжения;
  • улучшение деятельности сердца;
  • улучшение пищеварительных функций;
  • поддержание жизненного тонуса;
  • снятие напряжения с губ;
  • снятие умственной усталости;
  • формирование в мозгу проекции схемы человеческого тела;
  • стрессоустойчивость.

Многие замечают, что любого кроху очень сильно интересуют его ручки. Он с ними играется, берет в ротик, сосет пальчики. Именно поэтому гимнастику, преподнесенную в виде игры, ему тоже очень интересно выполнять, особенно вместе с мамой, присутствию которой рядом радуются все малыши.

Давайте посмотрим, что умеют детки в определенном возрасте:

  • от рождения до 1 мес. – хватание;
  • 2 месяца — кроха умеет в течение 3-х секунд удерживать предмет, который вкладывают ему в ручку, умеет сжимать и разжимать кулачки;
  • 3 месяца – кроха удерживает предмет уже 10 секунд, размахивает руками (не контролируя их глазами), ритмично двигает пальчиками во время сосания;
  • 4 месяца – предмет удерживается 20 секунд, происходят сплетения пальцев, малыш способен ощупывать свои ручки;
  • 5 месяцев – малыш способен протягивать ручки к предмету и к маме, выделяет большой палец, по сравнению с другими, и отделяет его от других пальцев;
  • от 6 до 7 месяцев – идут взмахи руками, малыш способен размахивать предметом, который находится у него в руках, может перекладывать предмет из одной руки в другую;
  • от 8 до 9 месяцев – не отдает (сжимает) игрушку, если начнешь ее отнимать, машет ручкой, когда с ним прощаются, захватывает небольшие предметы двумя пальчиками, а объемные — при помощи ладони, пальчиком указывает на носик куклы или другого человека. Идет преобладание какой-то руки;
  • 9 месяцев – ребенок способен производить руками разные манипуляции;
  • от 10 до 11 месяцев – кроха способен управляться с двумя предметами одновременно: снять крышечку, просунуть что-то в отверстие, бросить предмет. Также он способен подражать действиям взрослого человека;
  • 12 месяцев – кроха умеет держать чашку самостоятельно, если ему нужно попить, умеет по аналогии действовать с разными предметами;
  • с 1 года 3 месяцев до 2-х лет – кроха способен использовать ложку во время еды, рисовать карандашом круги, помогать себя одевать, листать книги, развернуть конфетку, играть совочком в песочнице, соблюдая правильную последовательность действий, угощать кукол чаем, катать машинки, складывать пирамидку;
  • 2 – 3 года – начинаются игры с глиной и песком, открытие крышечек, нанизывание бусинок на нитку, игры с кубиками;
  • 3 — 5 лет – кроха уже в состоянии лепить, складывать бумажные фигуры, пользоваться мелками, зашнуровывать ботинки, нащупывать игрушки в мешочке и определять их;
  • до 6 лет – происходит окончательное формирование двигательной активности.

Из этой схемы понятно, что пальчиковые упражнения должны соответствовать возрасту малыша. Уже с рождения можно легонько поглаживать вашему чаду ладошки, ласково что-нибудь приговаривая. Затем вы можете просто массировать ему пальчики и ладошки (движения любые: поглаживание, постукивание кончиками пальцев, растирание, круговые движения), рассказывая параллельно какие-то потешки или стишки. В 6 – 7 месяцев массаж каждого пальчика не следует проводить более 2- 3 минут. А вот с 10 месяцев можно и больше. Массаж должен становиться все ощутимей с хорошей амплитудой массирующих движений.

Многое о здоровье и развитии детей смотрите в рубрике «Будьте здоровы!».

Массаж рук малыша

Как правильно выполнять детский массаж ручек? Нужно взять ладошку малыша и положить ее на свою, затем следует погладить ладошку с двух сторон и при помощи большого и указательного пальца круговыми движениями помассировать каждый пальчик малыша, согнуть и разогнуть его пальчики вместе и по очереди, нажать на каждую подушечку точеным движением, легонько ударить по полусогнутым пальчикам крохи (по самым кончикам). Замечательно, если вы подключите Су-Джок терапию. Массажные колючие шарики и пружинки, выполненные в форме колечек для проработки каждого пальчика.

После 3 – х лет можно подключать игры в мяч, шарики или кубики. Если вам уже есть 4 года, обратите внимание, умеет ли ваше чадо, набрав в пригоршню воды, донести ее до лица, чтобы умыться? Если нет, то срочно займитесь с ним пальчиковыми упражнениями. Кроме того, это время станет неоценимым для вашего чада, поскольку станет моментом общения с мамой, успокоит, снимет стресс. Помните, что в 1 годик малыш способен выполнять упражнения только одной рукой, а потом другой по очереди. А уже в 3 года можно подключать одновременные движения несколькими руками.

Как развивается и как развить мелкую моторику

Каждый день (пока не надоест, но чем дольше, тем лучше) рекомендуется перекатывать в ладонях ребристый карандаш (лучше шестигранный). Даже умения держать ложку, чашку, умываться, любые простые бытовые функции тоже оказывают на малыша эффект гимнастических упражнений для пальчиков. Помимо гимнастики с пальчиками существуют и другие творческие виды деятельности, которые стоит использовать в качестве комплексной терапии, для развития моторики рук:

  • лепка из глины, теста или пластилина;
  • рисование;
  • ванны из фасоли со спрятанными внутри игрушками, которые малышу нужно будет найти, ощупать и вытащить;
  • игры с крупами;
  • игры с мелкими предметами: мозаикой, пуговицами, прищепками, бусинами и пр.;
  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
  • занятие пазлами и шнуровками;
  • мозаика и конструктор;
  • шнуровки;
  • расчесывание кукол и заплетание им косичек;
  • пришивание пуговиц к ткани;
  • бисероплетение;
  • вырезание из бумаги;
  • игры в теневой театр.


Правила пальчиковой гимнастики

Рассмотрим правила выполнения гимнастики с пальчиками:

  • следует соблюдать равномерную нагрузку на обе руки: правую и левую;
  • по окончании упражнений следует обязательно выполнять расслабляющие движения;
  • выполнять гимнастику следует каждый день, потому что регулярность тренировок очень важна.

Перед тем как приступить к гимнастике с пальчиками, малышу следует разогреть ладони до ощущения тепла при помощи легких поглаживаний. Выполнять гимнастику для получения нужного эффекта требуется ежедневно сначала одной и второй рукой по очереди, а потом одновременно двумя руками. Выполняются движения очень медленно, примерно, 5 раз каждое.

В процессе выполнения пальчиковой гимнастики необходимо следить за правильностью движений, верным положением пальцев и кисти. Это важно в деле тренировки мышц и для мозга. Чем лучше ребенок владеет своими пальчиками и рукой, тем он умнее и более развит. Кроме того, стишки и прибаутки, звучащие во время занятий знакомят ребенка с родной речью и помогают формировать правильное произношение звуков языка.

Большую коллекцию пальчиковых упражнений для детишек разного возраста, смотрите в следующей статье! А пока посмотрите чудесный видеоролик с очаровательной ведущей, которая артистично покажет, как обыгрывать пальчиковую гимнастику с детьми:

С пожеланиями здоровья и счастья,

мама и профессиональный медик Марина Таланина.


Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...



Просмотров: 416